ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ - Страница 5

Шимон Печи сплотил вокруг себя много сторонников (около 20 тыс. человек), в том числе из местных крестьян. Христология трансильванских иудействующих была связана с эсхатологическими ожиданиями: мессианская роль Христа оказалась неисполненной, однако тысячелетнее земное царство Христа будет реализовано в будущем. Христос не царит в Небесном Царстве, а лишь сидит одесную Бога, ожидая Своего часа. Во время Второго пришествия Он будет править тысячу лет вместе с Его истинными сторонниками (т.е. с субботниками) и лишь после Его царствования Бог будет судить живых и мёртвых. Таким образом, субботники принимали Христа как Мессию, но тех, кто присоединяются к Христу и следуют учению «фарисеев» (т.е. самих себя), они называли «евреями». Уступки Христа апостолам ради их спасения потеряли свою ценность, т.к. после смерти апостолов Ветхий Завет был восстановлен как норма веры и образец поведения для каждого человека, без Закона смогли спастись лишь современники апостолов. Во время правления Дьёрдя I Ракоци (1593–1648 гг.) против трансильванских иудействующих были организованы жестокие репрессии (акты 1635 и 1638 гг.). Через 250 лет трансильванские субботники вновь заявили о себе. После того как в 1867 г. венгерский парламент принял акт о равноправии евреев, сорок семей из Бёзёдуйфалу (ныне Безиду-Ноу, Румыния), принадлежавших к католической, унитаристской и реформатской церквам, выразили желание принять иудаизм. Их просьба была удовлетворена. Богослужение проходило на венгерском языке и иврите. Браки заключались только между членами общины. Большая часть трансильванских иудействующих, отказавшихся перейти в христианство, была уничтожена нацистами в 1944 г. Из ряда немецких источников известно о существовании в 1530–1540 гг. общин анабаптистов-субботников в Моравии, Южной Германии и Верхней Австрии. В XVI – начале XVII вв. сторонниками соблюдения субботы были также некоторые голландские анабаптисты-меннониты, английские пуритане и баптисты. В середине XVI в. в Падуе существовал тайный кружок анабаптистов, который возглавляли крещёный еврей и гебраист Иероним Бузале, бывший цистерцианец Лаврентий Тиццано и Джованни Лаурето. Падуанские анабаптисты отвергли божественность Христа и решили принять иудаизм. Иероним Бузале бежал в Александрию, а Джовании Лаурето – в Фессалонику, где прошёл обряд обрезания, жил в сефардской общине и занимался изучением еврейского языка. Однако вскоре он разочаровался в новой вере, вернулся в Италию, раскаялся и вновь стал католиком. От своих прежних взглядов отрёкся и Лаврентий Тиццано. По его признанию, которое он сделал перед инквизиционным судом в 1553 г., Иисус был только пророком, а настоящий Мессия придёт в будущем. Случаи обращения в иудаизм известны исследователям и в XVII в. Так, в 1614 г. иудаизм принял школьный учитель из Марбурга Конрад Витор, который должен был уехать в Фессалонику. По его словам, он не смог примириться с «чудовищно ложной тайной Троицы». Лотарингский кальвинист Николай Антуан (1602–1632 гг.) во время обучения теологии также стал сомневаться в догмате Троицы, сблизился с еврейской общиной Меца и даже пытался принять иудаизм. Однако евреи Венеции, к которым он приехал за помощью, отвергли его просьбу. Николай Антуан продолжал служить министром, но не смог скрыть своих симпатий к иудаизму, за что в 1632 г. был казнён в Женеве.

 



 
PR-CY.ru