ИУДЕЙСТВУЮЩИЕ - Страница 4

Испанский антитринитарий Мигель Сервет (1511–1553 гг.) в «иудаизации» обвинил католическую церковь, а всех протестантов, которые не соглашались с его взглядом на Троицу, – в еврейской интерпретации Нового Завета. Мигель Сервет называл Жана Кальвина «истинным иудеем» (лат. verus judaeus), а Жан Кальвин его – «хорошим раввином» (bonus rabbinus). Польские католики считали иудействующими унитариев (Польских братьев, а затем и социан), отрицавших догмат о Троице и божественность Иисуса Христа. К обвинениям своих противников в «иудействовании» прибегали и польские антитринитарии. Так, лидер малопольских антитринитариев Гжегож Павел из Бжезин за малейшее отклонение от так называемого тридеизма грозил обвинением в «иудаизме», хотя через некоторое время сам перешёл на унитаристские позиции. В середине 1570 гг. с иудействующими в «Христианских диалогах» дискутировал лидер люблинских унитариев Мартин Чеховиц. Собственно иудействующие появились под влиянием учения немецкого антитринитария Матиаса Веэ-Глириуса. Он провозглашал, что Мессия как в Ветхом Завете, так и в Новом Завете был лишён божественности, и следовательно, почитания и поклонения. Идеи божественности Христа были внесены в евангельские тексты позже, и эти тексты Матиас Веэ-Глириус называл фальсификацией. Христос для него – это еврейский Мессия, о котором говорили библейские пророки; он пришёл исполнить обещания, данные Богом избранному Им еврейскому народу; таким образом, Христос не дал нового Закона, его миссия среди евреев была «провалена», поскольку Он не был распознан Своим поколением. Однако Матиас Веэ-Глириус провозгласил, что благодаря заслугам патриархов Бог не только не отменил богоизбранность еврейского народа, но и не заключил нового завета с язычниками. Христос принёс язычникам лишь обещание спасения. Следовательно, нормы Закона действительны и в настоящее время. Согласно взглядам австрийского анабаптиста Андреаса Фишера (1480–1540 гг.), о котором исследователям известно из письма немецкого гуманиста Валентина Краутвальда (1465–1545 гг.) протестантам Вольфгангу Фабрицию Капито и Мартину Буцеру, спасение придёт не через христиан, а через евреев. В 1530 г. Фишера и его единомышленника Глайдта причислили к иудействующим. Фишер бежал в Моравию, где предположительно прошёл обряд обрезания. Учение Матиаса Веэ-Глириуса нашло сторонников в различных частях Европы в конце XVI в., но, прежде всего, утвердилось в интеллектуальной среде трансильванской знати. В 1578–1579 гг. здесь возникло «субботническое» движение. Его идеологи провозгласили, что они приняли все принципы и социальные идеи, заключённые в Ветхом Завете. Они также восприняли иудейскую концепцию Бога, стали следовать ритуальным предписаниям Ветхого Завета. Общинами, открыто провозгласившими так называемую субботническую доктрину, управляли светские люди Андраш Йоши, Андраш Эрдоди и Тамаш Панкотайем, они не разделяли идей талмудической и постталмудической еврейской литературы. В 1630 гг. лидер трансильванских «субботников» Шимон Печи перевёл «Поучения отцов» с комментариями, поэзию Элеазара ха-Каллира, Соломона ибн Гебирола, Моисея ибн Эзры, Беньямина Ибн Авраама, Исаака бен Авитура, сочинения Элияху де Видаса, Исраэля Альнакавы, Моше бен Якова из Куси, Якова бен Ашера, Иосифа Каро и др.

 



 
PR-CY.ru