ИШХАНСКАЯ ЕПАРХИЯ - Страница 13

Во время посещения Экеки Е. Такаишвили здесь была мечеть, западный фасад был застроен, к нему пристроено деревянное здание медресе. На одном из зданий на западе от церкви (по мнению исследователей, это была малая церковь; в начале XX в. –конюшня) Н. Саргисян обнаружил семистрочную греческую надпись. По расшифровке М.И. Броссе, в ней упоминались византийские императоры Василий и Константин, а также стратег Лариссы Григорий. Также надпись содержала год – 6515 (1007), который, по мнению Беридзе, не мог указывать на время постройки главной церкви Экеки. Учёный сравнил церковь с малым храмом Ишхани (1006 г.), украшенным богатой, пластически развитой резьбой и имеющим широкие наличники (на окнах Экеки наличников не было), и пришёл к выводу, что в надписи говорилось о постройке, скорее всего, этой малой церкви. Церковь Экеки была уничтожена в 1960 гг. по приказу местного знатного человека, выстроившего здесь новую мечеть. В 1,5 км к югу от Экеки расположена четырёхугольная однонефная церковь Сохтороти (10,01х6,6 м), также превращённая в мечеть. Храм был выстроен из рваного камня, двери, окна и пилястры выложены из чистоотёсанных камней. Восточные и западные окна имеют полуциркульные наличники с горизонтальными пятами. Двери устроены с запада и юга (ныне заложена). Церковь была расписана. С запада пристроено деревянное здание медресе. Наиболее известной и значимой святыней Ишханской епархии является памятник грузинской культуры – Хахульская икона Божьей Матери (так называемый Хахульский триптих; Государственный музей истории Грузии). Ишханский выносной крест (973 г.; Государственный музей истории Грузии) был выполнен по заказу епископа Ишханского Илариона (I) и содержит две исторические надписи, исполненные письмом асомтаврули: «Создал (крест) для Ишхани Иларион; будь проклят посягнувший» и «† Столп Животворящий, будь предводителем и хранителем епископу Илариону. Христе, возвеличь царей наших и храни их народ. Короникон был 193 (973 г.)». Крест известен и исследуется на протяжении более полутора веков, академик Г.Н. Чубинашвили назвал его «выдающимся памятником грузинского чеканного мастерства» и определил его исключительное значение и место в развитии грузинского чеканного искусства. Лагамскую чеканную серебряную икону преподобного Симеона Чудотворца (Государственный музей истории Грузии) исследователи датируют 1020 гг. (Г.Н. Чубинашвили). Она долгое время хранилась в сванском селе Лагами (Местийский район), откуда и получила своё название. В центре иконы помещено поясное изображение преподобного Симеона на столпе, слева от него в полный рост представлен епископ в архиерейском облачении, изображение по обеим сторонам снабжено подписью: «Антон Цагерели». Справа от столпа письмом асомтаврули исполнена надпись: «Я, убогий Антон Цагерели, в бытность мою в Ишхани, нашёл красивое место заброшенным и обустроил, и святому Свимеону пожертвовал, и создал эту икону, в церкви его (преподобного Симеона) установил, для помощи души моей; кто малое это моё услужение изменит, святой Свимеон будет покорителем его перед Христом в тот День Суда. аминь». Другая надпись исторического содержания находится на трёхступенчатом основании столба: «Христос, помилуй Филипе, золотых дел мастера. Св. Свимеон, помилуй Антона». Икону с конца XIX в. изучали грузинские исследователи. Считается, что на Лагамской иконе сохранилось портретное изображение архиепископа Ишханского Антония (I) в те годы, когда он занимал Цагерскую кафедру.

 



 
PR-CY.ru