ИРМИНА - Страница 4

Из-за отсутствия письменных источников для исследователей остаётся неизвестным, когда и при каких обстоятельствах основная часть мощей Ирмины была перенесена в монастырь Вайсенбург (на территории современного города Висамбур) в Эльзасе, который в XV–XVI вв. также был одним из центров почитания святой. Исследователи полагают, что мощи были перенесены после 1152 г. (согласно сведениям Тритемия и второй редакции «Деяний трирцев», в это время мощи находились в Эрене). Впервые они были обнаружены в XV в. – этим периодом исследователи датируют приписку к отчёту аббата Эделина об освящении некоторых алтарей в 1284 г. В документе утверждается, что в числе прочих реликвий «под алтарём» было обнаружено «целое тело св. Ирмины девы, дочери короля Дагоберта». В XV в. память святой была внесена в монастырский календарь. Первое точно датированное упоминание о том, что мощи Ирмины хранились в Вайсенбурге, относится к 1484 г. В неоднократно подвергавшемся грабежам в ходе Реформации монастыре мощи, по мнению исследователей, затерялись и лишь в 1551 г. были вновь открыты и идентифицированы гуманистом Каспаром Брушем (сохранился текст посвятительной надписи, в которой утверждается, что Ирмина является основательницей монастыря). Важнейшим центром почитания Ирмины оставался Трир. При вскрытии реликвария при алтаре трирского собора в 1512 г. в присутствии императора Максимилиана I были обнаружены рука и часть плечевой кости святой, что положило начало официальному признанию почитания святой. Переложение Жития св. Ирмины на немецкий язык вошло в состав созданной по распоряжению императора Максимилиана «Fürstliche Chronick, gennant Kayser Maximilians Geburtsspiegel» («Княжеская хроника, именуемая Зерцалом родословной императора Максимилиана»). Таким образом, Ирмина была поставлена в один ряд с другими святыми, связанными происхождением с меровингскими королями, к которым возводил свой род и император Максимилиан I. В начале XVIII в. сильно расширенное и дополненное генеалогическим древом Житие св. Ирмины пытался издать член трирского городского совета Д. Хоффманн, однако до настоящего времени сохранился лишь проект издания. Своеобразное развитие почитание Ирмины получило в городе Аув-ан-дер-Килль. В расположенной там церкви Девы Марии находится вотивная деревянная скульптурная композиция XVI или XVII в. – три женщины, сидящие на осле. В народном предании женские фигуры были отождествлены с дочерьми Дагоберта – Ирминой, св. Адулой и Клотильдой (Хроделиндой), спасавшимися на осле от солдат, которые были посланы отцом, чтобы вернуть ко двору удалившихся в монастырь дочерей. Вопросы о происхождении легенды и скульптуры остаются дискуссионными. Во второй половине XVIII в. часть мощей Ирмины была возвращена в Эрен в связи со строительством в монастыре в 1768–1771 гг. церкви св. Ирмины. В 1802 г. монастырь был секуляризован, его здания были отданы под больницу, крупный медицинский центр располагается в монастыре и в настоящее время. Память Ирмины в епископстве Трир и в архиепископстве Люксембург отмечается 3 января; с этим связан обычай раздавать освящённый «хлеб святой Ирмины» (нем. Irminen-Brot).



 
PR-CY.ru