ИРМИНА - Страница 3

За прологом с посвящением монахиням Эрена и краткой основной частью Жития следовал текст дарственных грамот Ирмины монастырю Эхтернах. Хроника Теодориха была снабжена иллюстрацией XII в.: Ирмина и св. Виллиброрд держат грамоту о передаче земли Виллиброрду; в том же кодексе сохранилось изображение XIII в.: Ирмина в короне с грамотой об основании монастыря и Пипин стоят рядом. Историки отмечают политическую подоплёку создания Жития, связанную с противостоянием насельниц монастыря и архиепископа Трира: утверждение среди основателей аббатства Эхтернах персоны королевской крови могло послужить аргументом в пользу сохранения монастырём имперского статуса. Также исследователи указывают на упоминаемые в Житии владения монастыря Эрен в Тьераше, что косвенно свидетельствует о претензиях аббатства на возвращение владений, отчуждённых светской знатью. В начале XII в. утвердилось представление о том, что Ирмина была первой аббатисой и основательницей Эрена. Это нашло отражение в созданной в тот же период подложной грамоте короля Дагоберта I с дарениями монастырю, якобы основанному дочерью короля Ирминой, а также в третьей редакции «Деяний трирцев» (начало 1130 гг.). К XII в. в аббатстве Эрен кроме Ирмины почитались ещё пять или шесть святых аббатис. О почитании Ирмины в XIII–XIV вв. исследователям известно мало, её популярность резко возросла в позднее Средневековье. В XIV в., по мнению исследователей, из-за совпадения с кануном Рождества, день памяти святой был перенесён на 18 декабря, однако в Римском Мартирологе сохранена прежняя дата – 24 декабря (составитель Мартиролога кардинал Цезарь Бароний заимствовал эту дату из более ранних изданий Мартиролога Узуарда с дополнениями, внесёнными не позднее XIV в.). В 1468 г. поминовение Ирмины было включено в календарь Бурсфельдской конгрегации монастырей. Одним из центров почитания Ирмины стал монастырь Шпонхайм, в котором хранился её череп. Аббат монастыря Иоганн Тритемий (1462–1516 гг.) в «Хронике монастыря Шпонхайм» (окончена в 1509 г.) приводит историю переноса черепа из монастыря Эрен в Шпонхайм в 1152 г. Аббат Краффто, будучи ещё мирянином, был помолвлен с Клементией, дочерью Адольфа, графа Хомберга. Невеста, чувствуя своё предназначение служить Господу, незадолго до свадьбы отказалась от данного обещания и приняла монашеские обеты в монастыре Эрен. От горя Краффто сам постригся в монахи в Шпонхайме и, будучи сыном графа Мегинхарда Шпонхаймского, в 1151 г. стал аббатом монастыря. Тогда же Краффто, стремясь установить духовную связь с возлюбленной, отправил несколько писем архиепископу Хиллину Трирскому с просьбами о переносе главы Ирмины из Эрена в Шпонхайм. В 1152 г. его просьба была удовлетворена, серебряный реликварий с главой Ирмины был установлен в церкви аббатства Шпонхайм. По мнению исследователей, святыню утратили в эпоху Реформации, когда монастырь был разграблен и закрыт. Сохранились сведения о якобы составленном Тритемием Житии Ирмины.

 



 
PR-CY.ru