ИУЛИАНИЯ - Страница 4

Аналогичное по составу последование Иулиании зафиксировано в Евергетидском Типиконе второй половины XI в. и Мессинском Типиконе 1131 г. В богослужебных книгах Иерусалимского устава к последованию Иулиании, известному по студийским источникам, добавляется общий отпустительный тропарь мученице четвёртого гласа. Согласно дониконовским печатным Типиконам, служба Иулиании переносится на повечерие в связи с совершением 21 декабря всенощного бдения в честь Московского митрополита Петра; указывается кондак Иулиании третьего гласа. Начиная с исправленного Типикона 1682 г., ориентированного на греческие богослужебные книги, по настоящее время служба Иулиании помещается 21 декабря «под числом». Последование Иулиании, содержащееся в современных богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь четвёртого гласа; кондак Иулиании третьего гласа (только в славянских); канон, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом «Пети тя, мученице, да приложит Бог благодать. Иосифов» четвёртого гласа, ирмос (начало: «Мученическою яве светлостию облистающи»); цикл стихир-подобнов; седален (разные в греческой и славянской Минее); светилен (только в греческой). По рукописям исследователям известны песнопения Иулиании, не вошедшие в современные богослужебные книги: канон, составленный Георгием Никомидийским, с алфавитным акростихом плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Ангелы с неба»); анонимный канон без акростиха плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Придите, верные») со второй песнью; кондак с икосом; седален. На одном из древних образов Иулиании, который сохранился в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе (VII–IX вв.?) святая представлена с мученическим венцом на голове. В византийский период Иулианию изображали в мафории, покрывающем голову, в правой руке у неё, как правило, был крест. Одно из самых ранних изображений святой сохранилось фрагментарно на фресках каппадокийской церкви Эль-Назар в Гёреме (X в.). Образ Иулиании входил в иконографические программы многих византийских храмов (например, погрудно – на мозаичном медальоне в нартексе греческого монастыря Осиос Лукас (1030–1040 гг.); в рост – на северной стене нартекса в церкви св. Николая Каснициса в Кастории, последняя треть XII в.; в церкви Иоанна Златоуста в Гераки (Ераки; конец XIII – начало XIV вв.); в церкви близ селения Цопакас на полуострове Мани. В рукописных минологиях, как правило, изображалось усечение головы Иулиании: в Минологии Василия II (первая четверть XI в.); в Минологии конца XI в.; в Минологии 1327–1340 гг. Сцены мучения святой представлены в ряде настенных фресковых минологиев палеологовского времени: в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.); в нартексе собора Вознесения в Дечанах (1350 г.); в церкви Святой Троицы монастыря Козия (около 1386 г.). Иулиания в зелёном мафории оплечно изображена в греко-грузинской рукописи (так называемой Афонской книге образцов; Российская национальная библиотека, конец XV в.) среди наиболее почитаемых св. жён и ещё раз 21 декабря, в день памяти, в рост, в красном мафории и голубом платье.

 



 
PR-CY.ru