«ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 4

В аду инокиня видела Литовского великого князя Витовта, между раем и адом – милостивого «агарянина», творившего добрые дела. Несколько небольших повествований, изложенных со ссылкой на преподобных Пафнутия и Иосифа, содержат, в частности, рассказы о явлении Пафнутию умершего Дмитровского князя Георгия (Юрия) Васильевича; о чудесном возвращении похищенных из Пафнутиева монастыря волов; о видении старцем Евфимием беса в облике «мурина», искушавшего монахов; о чудесном отмщении за убийство праведника; о Киевском митрополите Петре, моление которого было исполнено после того, как он раздал имевшиеся у него в казне деньги; о раскаянии и монашеском постриге разбойника Иакова Черепины. Одной из сквозных тем в «Иосифо-Волоколамском патерике» являются события, связанные с «агарянами», в частности, судьбы людей, попавших к ним в плен. Об этом повествуется в нескольких коротких рассказах, завершающих патерик в сборнике Исторического музея: о девице, по совету инока ударившей ножом «агарянина» и убитой им; о двух воинах, один из которых принял мученическую смерть, а другой пытался вымолить пощаду «и абие усечен бысть… В мгновение часа един обретеся в руце Божии, а другий в руце диавола» (наблюдается сходство между этими рассказами и Житием мученика Иоанна Казанского, часто встречающимся в волоколамских сборниках). Тема «агарян» раскрывается и в типичном для монашеской книжности поучении о «женской злобе». Жена некоего воина попала в плен к «агарянам», муж отправился её искать и обрёл «жену свою со князем их лежащу на одре… ото многаго пияньства спящу». Женщина разбудила варвара, и тот едва не убил её мужа, но воин был спасён своим псом и расправился с обидчиками. В сборнике Российской государственной библиотеки приведены ещё несколько повестей, относящихся к «Иосифо-Волоколамскому патерику»: рассказ не названного по имени инока о наказании предававшихся блудному греху; повествование Паисия (Ярославова) об иноке, прельщённом бесом, который являлся в облике апостола Фомы; рассказ инока Ионы, духовника Тверского епископа Акакия, о священноиноке, который впал в блудный грех и служил после этого литургию; повесть Иосифа Волоцкого о человеке, который пил вино прежде литургии в праздник св. апостолов Петра и Павла и наказанном апостолом Павлом. «Иосифо-Волоколамский патерик» является характерным памятником иосифлянской (см. Иосифляне) агиографии. Особое внимание в патерике уделено наставлениям в важных, в первую очередь, для монахов добродетелях: поучениям о борьбе с искушениями и бесовским прельщением, о твёрдости в вере и в соблюдении монашеских обетов, о стойкости в терпении скорбей, о нестяжании, воздержании и нищелюбии. «Иосифо-Волоколамский патерик» включает значительное число повествований, связанных с загробной участью людей: описание видений умерших и вновь вернувшихся к жизни людей, рассказы о чудесном исцелении и даже воскрешении. Эти сюжеты характерны для произведений, созданных в Иосифовом Волоколамском монастыре, где особое внимание уделялось упорядочению практики заупокойного поминания.



 
PR-CY.ru