«ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 2

Помимо патериковых повестей в сборник Исторического музея вошли Жития преподобных Иосифа Волоцкого (в редакции Саввы Крутицкого), Кассиана Босого и Фотия Волоцкого, «Надгробное слово преподобному Иосифу», краткая служба ему же и ряд полемических сочинений Иосифа. В сборнике Исторического музея нарушен хронологический принцип расположения материала, использованный иноком Досифеем (Топорковым). Досифей пишет, что при составлении «Иосифо-Волоколамского патерика» его целью было рассказать «перьвее о отци Пафнутии, и о ученицех его, и елика от него они слышаша; потом же и о отце Иосифе, и о ученицех его, и елика от него слышахом и сами видехом». Автор также привёл повести, услышанные им в разных монастырях, в первую очередь, в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре и в Иосифовом Волоколамском монастыре, а также рассказы некоторых мирян. Автор подчёркивает, что записывал только современные события и предания («подщахомся писанию предати бывшая точию в лета наша»), чтобы доказать неизменность Божия попечения о мире и о святых как в древности, так и в «последняя лета». Труд Досифея (Топоркова) был направлен против еретиков жидовствующих, утверждавших, что «в нынешняя времена» невозможны чудеса и знамения, совершавшиеся св. отцами в древности. Переданные иноком Досифеем повествования, как полагают исследователи, были составлены в разное время, поэтому и в жанровом отношении неоднородны. В предисловии к «Иосифо-Волоколамскому патерику» делается экскурс в историю Волока Ламского и Новгородской земли, рассказываются предания о посещении апостолом Андреем Первозванным Руси, о расселении славян у озера Ильмень, об основании города Волока князем Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым, о строительстве им в городе Крестовоздвиженского и Ильинского монастырей и Воскресенской церкви после явления князю пророка Илии, а также о пожалованиях князя Ярослава духовенству и монастырям в городе (автор пишет: «...И даст им грамоты вечныя, и печати златыя приложи, ихже мы самовидци быхом и прочтохом»). Подчёркивается, что Волок Ламский никогда не был «взят от агарян», приводятся восходящие к рассказу Пафнутия Боровского легенды об архангеле Михаиле, преградившем Батыю путь в Великий Новгород, о гибели Батыя (легенда о гибели Батыя принадлежала Пахомию Логофету), сообщается о крещении деда преподобного Пафнутия – татарского баскака. Затем в «Иосифо-Волоколамском патерике» следуют рассказы, которые поведал автору Иосиф Волоцкий. Они начинаются поучением иноку, пребывающему в общежительном монастыре. Исследователи выделяют рассказ, возводимый в «Иосифо-Волоколамском патерике» к рассказу живописца Феодосия и его ученика Феодора, поведанному ими преподобному Иосифу, о священнике-еретике, вылившем в печь Святые Дары, после чего жена еретика увидела в огне Отрока и услышала голос: «Ты Меня зде огню предаде, Аз тебе тамо вечному огню предам». Преподобный Иосиф рассказывал, что прежде этого поступка, в ходе следствия о жидовствующих, этот священник-еретик был допрошен и раскаялся в ереси.

 



 
PR-CY.ru