«ИОСИФО-ВОЛОКОЛАМСКИЙ ПАТЕРИК» - Страница 3

Совершённое им вскоре кощунство по отношению к Святым Дарам свидетельствовало, по мысли Иосифа, о неискренности покаяния жидовствующих, которое они приносили в ходе следствия о ереси. К рассказу брата Иосифа Вассиани II (Санина) восходит повесть о выздоровлении тяжелобольного поселянина, отказавшегося обратиться к «чародеям» и исцелившегося по молитве к великомученику Никите, и о смерти тех, кто в той же местности «к волхвом ходиша». Далее в патерике рассказывается о видениях, бывших инокам Волоколамского монастыря: нищему Илии, в иночестве Иринарху, иноку Елевферию Волынскому, который «на всякой литургии у старца Иосифа прощение приимаше в помыслех», и др. Инок Досифей передаёт мнение Иосифа о видениях: монах не должен стремиться к сверхъестественным откровениям, но обязан стараться приобрести добродетели послушания и смирения, по мере сил упражняться в телесных подвигах. В подтверждение слов Иосифа Досифей рассказывает о подвигах умерщвления плоти и мужественного перенесения страданий насельниками Волоколамского монастыря. Тему стойкости в страданиях продолжает переданный иноком Досифеем рассказ монаха Волоколамского монастыря Никандра о том, как тот, будучи мирянином, был захвачен в плен в 1480 г. одним из приближённых хана Ахмата. Несмотря на пытки, христианин отказался бросить в огонь распятия, за что ему едва не отрубили голову, только бегство войска Ахмата спасло его от гибели. Чудом спасшийся Никандр отправился в Иосифов монастырь «и пребысть в нем лето 40 и 3, всякую добродетель исправи». Отец Никандр рассказал также историю о сыне вдовы, воскресшем после молитвы к Богородице, в связи с чем автор «Иосифо-Волоколамского патерика» сделал отступление о том, что иногда те, кто выглядят мёртвыми, на самом деле живы. Далее в патерике повествуется об исцелении дочери Б. Обобурова, в иночестве Пафнутия, и о братьях Голениных: о предсказании Иоанном (Голениным) смерти своего брата Семёна, о пострижении младшего брата Андрея в Иосифовом монастыре с именем Арсений, когда он «многое богатьство и села свои – все приложи к манастырю отца Иосифа, а прочее богатьство свое… разда рабом своим и нищим». Арсений (Голенин) установил ежегодное заупокойное поминание членов своего рода в Волоколамском монастыре. Отдельный раздел в «Иосифо-Волоколамском патерике» составляют повести, рассказанные Иосифом Волоцким: «О отцы Макарии Калязиньском» и о чудесах у его гроба; о не названном по имени «добродетелном зело» игумене Тверского монастыря (Савве), бившем жезлом празднословящих братий; о двух братьях-христианах, попавших в плен, – о смерти одного из них, не соблюдавшего в плену поста, и о спасении другого, соблюдавшего пост в понедельник и после избавления принявшего постриг в Пафнутиевом монастыре. Широкую известность получили вошедшие в «Иосифо-Волоколамский патерик» «Повести отца Пафнутия», в которых передаётся видение инокини, умершей во время эпидемии в 1427 г. и ожившей. В раю она видела великого князя Ивана I Даниловича Калиту, удостоенного небесного блаженства за нищелюбие; в связи с видением приводится рассказ об искушении Ивана Калиты нищим (источником этого сюжета послужило, как полагают исследователи, Житие деспота св. Стефана Лазаревича).

 



 
PR-CY.ru