ИОСИФ, Чепиговский Иван Иванович - Страница 2

Иосиф составил их на основе труда Иннокентия (Смирнова) «Начертание церковной истории от библейских времён до XVIII века, в пользу духовного юношества» (СПб., 1817–1818 гг.) с использованием материала по истории Грузинской церкви. Управление приходами Северной Осетии из Тифлиса, число которых увеличивалось, было затруднено, особенно в зимние месяцы, когда перевалы оказывались засыпаны снегом. Поэтому Синод учредил должность управляющего осетинскими приходами, причтом и духовно-учебными заведениями в Военно-Осетинском округе. 19 сентября 1857 г. Иосиф первым был назначен на эту должность; 22 октября того же года возведён в сан архимандрита. Его местопребыванием стала слобода Алагир, а с 1861 г. – Владикавказ. Приоритетным направлением деятельности Иосифа стало знакомство с культурой и традициями осетин. С этой целью он изучал осетинский язык, к 1860 г. общался с паствой без переводчика. Регулярные поездки Иосифа по приходам, в том числе в горных селениях, были тяжёлыми и нередко опасными; впоследствии Иосиф вспоминал, что «в первый приезд… нашёл Православие в довольно удовлетворительном состоянии только в двух осетинских аулах: Владикавказском и Ардонском». В проповедях ему приходилось сообщать пастве самые начальные сведения из Закона Божия. Экзарх Грузии архиепископ Исидор советовал ему не слишком строго относиться к нарушениям осетинами некоторых церковных правил и обрядов, по возможности проявлять снисхождение. Тем не менее, Иосиф участвовал в «деле о деканозах»: в Георгиевской церкви в селении Коби во время храмового праздника (23 апреля) и праздника Успения Пресвятой Богородицы деканозы (почитаемые в народе хранители древних церковных святынь) при входе в храм отбирали у богомольцев пожертвования и совершали полуязыческие обряды. По указанию экзарха Грузии и тифлисского губернатора было проведено следствие. Депутатом со стороны духовных властей выступил Иосиф. Посетив Коби 11 ноября 1858 и 11 февраля 1859 г., он сделал вывод: «Самое существование деканозов и присутствие их, окровавленных и грязных, в церкви, с языческою обстановкою, с погремушками в руках и громким произнесением каких-то нелепых молитв и благословений, склад в церкви мяса, водки и прочих нечистот – что всё это, как не величайшее бесчинство, кощунство грязных мужиков над святостью храма Божия». В своём рапорте экзарху Грузии архиепископу Евсевию (Ильинскому) он указывал, что относящейся к приходу селения Казбек Преображенской церковью «также владеют деканозы и также в ней бесчинствуют и, что всего непонятнее, владеют богатою землёю, принадлежащею к сей церкви, а священник приходский находится в совершенной нищете».

 



 
PR-CY.ru