ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - Страница 2

Ближайшим его аналогом является Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге, достроенный по проекту А. Ринальди в 1766–1789 гг. Работы под руководством А. Ринальди и Александра Францевича Виста шли медленно. В конце правления императрицы Екатерины II собор был только подведён под крышу, но его стены внутри и снаружи были уже облицованы мрамором. Император Павел I поручил быстро завершить строительство в упрощённом варианте по проекту Винченцо Бренна (1 апреля 1798 г.). Собор был достроен из кирпича, с одним куполом вместо пяти и двухъярусной колокольней. Позднебарочная архитектура собора с элементами раннего классицизма не отличалась изяществом, появилась даже эпиграмма: «Се памятник двух царств,/ Обоим им приличный:/ Низ мраморный,/ а верх кирпичный». Митрополит Амвросий (Подобедов) освятил храм 30 мая 1802 г. Исаакиевский собор служил местом совершения торжественных богослужений, особенно выделялись церемония приведения к присяге на верность императору Иоанну Антоновичу 23 октября 1740 г., службы по случаю 100-летия со дня основания Санкт-Петербурга 16 мая 1803 г. и после заключения «всеобщего мира в Европе» 10 июня 1814 г. В настоящее время от этого собора сохранилась кладка алтарной части. В 1809 и 1813 гг. на основе программы, разработанной под руководством президента Академии Художеств графа Александра Сергеевича Строганова, объявлялись конкурсы на проекты перестройки Исаакиевского собора. Непременным условием императора было сохранение освящённых алтарей. В конкурсах приняли участие Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров, Чарлз Камерон, Джакомо Антонио Кваренги, Александр Алексеевич и Андрей Алексеевич Михайловы, Луиджи Руска, Василий Петрович Стасов, Жан-Франсуа Тома де Томон и др. Понимая, что включение старой части здания во вновь построенное приведёт к неравномерной осадке и последующим повреждениям, участники конкурса предлагали полностью разобрать храм и построить на его месте новый. Император на это не согласился, и потому ни один проект не победил на конкурсах. Отказавшись от их проведения, Александр I в 1816 г. поручил председателю Комитета по делам строений и гидравлических работ генерал-лейтенанту Августину Августовичу Бетанкуру подыскать архитектора, готового выполнить это условие. Им стал французский архитектор Анри Луи Огюст Рикар де Монферран, прибывший в Санкт-Петербург в 1816 г. В короткий срок он представил 24 проектных варианта в различных стилях: древнегреческом, древнеримском, романском, византийском, китайском, индийском, готическом, в 1817 г. разработал три варианта купольных храмов. В основу утверждённого в феврале 1818 г. проекта лёг вариант пятикупольного храма с многоколонными портиками, наиболее соответствовавший крестово-купольной схеме. Одновременно с утверждением проекта была создана комиссия по перестройке Исаакиевского собора во главе с графом Николаем Николаевичем Головиным. Для успешного ведения строительных работ в 1818–1821 гг. была изготовлена модель собора из липы, груши, алебастра и бронзы высотой 2,33 м (ныне в музее Российской Академии Художеств). 26 июля 1819 г. состоялась торжественная закладка нового собора в присутствии императора.

 



 
PR-CY.ru