ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - Страница 6

Скульпторы Иван Петрович (Джованни) Витали, Пётр Карлович Клодт фон Юргенсбург, Филипп Лемер, Александр Васильевич Логановский создали крупнейший в России середины ХIХ в. скульптурный комплекс. Отливка была осуществлена, в основном, на заводе К.Н. и Ф.К. Берда, а также на заводах герцога Максимилиана Лейхтенбергского и П.К. Клодта. Фронтоны портиков Исаакиевского собора украшены барельефами (каждый 32х6,4 м, общий вес с арматурой около 320 т, отлиты на заводе К.Н. Берда в 1840–1845 гг.). Сюжеты композиций изначально разработал Алексей Николаевич Оленин (согласно его записке, поданной в комиссию 15 февраля 1834 г.): «Воскресение Христово» (сцена включена по просьбе митрополита Серафима (Глаголевского)) и три сцены из Жития преподобного Исаакия Далматского («Предсказание кончины императора Валента преподобным Исаакием» было заменено «Поклонением волхвов и пастырей»). Несмотря на просьбу А.Н. Оленина и скульптора Петра Васильевича Свинцова привлечь к выполнению заказа отечественных художников, император поручил работу над композицией «Воскресение Христово» парижскому мастеру Ф.О. Лемеру, а на остальные композиции повелел объявить 17 апреля 1839 г. конкурс в Мюнхене. Баварский архитектор Лео фон Кленце не справился с организацией конкурса, и 2 мая 1839 г. проведение конкурса перенесли в Санкт-Петербургскую Академию Художеств. По результатам конкурса комиссия решила предоставить работу над созданием барельефа «Поклонение волхвов и пастырей» скульптору И.П. Витали. Готовая в началу июля 1841 г. модель композиции, сделанная И.П. Витали по эскизу Карла Павловича Брюллова, настолько понравилась государю, что он решил поручить скульптору исполнение барельефа «Избавление преподобного Исаакия из цепей св. Феодосием Великим». Ещё один барельеф, «Преподобный Исаакий останавливает императора Валента, идущего на брань против готов», исполнил Филипп Лемер. Установка барельефов была завершена 25 декабря 1845 г. Размещённые на восточном и западном фронтонах барельефы с житийными сценами преподобного Исаакия были «осовременены» включением туда лиц, причастных к строительству Исаакиевского собора: О. Монферрана (лежащая фигура в римской тоге в углу западного фронтона, держит в руках модель храма), Петра Михайловича Волконского, министра двора, возглавившего Комиссию по строительству собора, и А.Н. Оленина (изображены в виде вельмож-благотворителей Виктора и Сатурнина). Император Феодосий с супругой, благословляемые преподобным Далматием, ассоциировались с императором Николаем I и его супругой Александрой Фёдоровной, но намеренно не имели портретного сходства. На северной двери установлен скульптурный образ небесного покровителя собора преподобного Исаакия в одеянии великосхимника (скульптор И.П. Витали). Он сходен с мозаичной иконой в местном ряду главного иконостаса (художник Тимофей Андреевич Нефф) и отличается от неё лишь отсутствием в свитке чертежа храма. Представленная в основных композициях на барельефах фронтонов главная тема наружного убранства – прославление Спасителя (на северном фронтоне – «Воскресение Христово», на южном – «Поклонение волхвов и пастырей») – дополнена сценами из земной жизни Христа на южном и северном портиках.

 



 
PR-CY.ru