ИРИНЕЙ, Фальковский Иван Иоакимович - Страница 11

В книге 18 «De sex novissimis» («О шести последних вещах») рассматривается вопрос о состоянии душ после смерти. Существует, пишет Ириней, три мнения о состоянии душ после смерти: 1) «души, отделившись от тела, находятся в состоянии сна»; 2) «души верующих, отделившись от тела, получают полное и высшее блаженство, состоящее в лицезрении Бога; а души неверующих тотчас же после смерти получают полное, окончательное осуждение»; 3) непосредственно после смерти и для душ праведников, и для душ грешников существует только начало блаженства и осуждения соответственно, но «они без сомнения предвидят для себя счастливую или несчастную вечность (aeternitatem)». После разлучения с телом души пребывают в «месте спасения» и в «месте осуждения. Схоластики создали учение о чистилище (purgatorium), которое утвердилось в католическом богословии. В критике католического учения о чистилище Ириней подробно разбирает те места Священного Писания, на которые ссылаются католические богословы. Признание чистилища противоречит 1) «Священному Писанию, которое обещает праведным вечное успокоение тотчас после их смерти (Ис. 57:2; Ин. 5:24...), а главное, следующим словам Христа к разбойнику на кресте: «ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43)»; 2) «члену веры об искуплении (1 Ин. 2:2)»; 3) «члену веры об оправдании (Рим. 3:25; 1 Ин. 1:7)»; 4) не согласуется с теми изречениями Священного Писания, которые время страдания и освобождения от греха соотносят с настоящей жизнью (Рим. 8:18; 2 Кор. 4:17; Мф. 18:18 и др.); 5) допускает противоречащие друг другу положения. Ириней приводит высказывания Тертуллиана, Иринея Лионского, Оригена, Иоанна Златоуста, Лактанция – «мнения древних отцов о состоянии душ после смерти разнообразны, однако они легко примиримы друг с другом и со Священным Писанием». Всё это подтверждает тезис Иринея: «Мнение папистов о чистилище... не может быть подтверждено ни из Священного Писания, ни из писаний отцов и представляет собой чистую выдумку схоластиков». Из толкований на шесть Посланий апостола Павла были напечатаны Послания к Римлянам (в типографии Киевско-Печерской лавры в 1806 г.) и Послания к Галатам (там же в 1807 г.). Толкование предваряется общими сведениями о времени, месте и цели написания Послания; даётся краткий анализ его содержания. Затем следует само толкование, которое разделяется на отдельные «чтения», сопровождаемые «нравоучением». Исторические и географические данные Ириней заимствует у Иосифа Флавия, Икумения, епископа Триккского, Цезаря Барония, Оригена, Страбона и др. При толковании он использует сочинения Иоанна Златоуста, Феодорита, епископа Кирского, патриарха Фотия, Августина Блаженного, Амвросия Медиоланского и др.; в особенности Ириней обращается к объяснениям католического учёного Корнелия Ляпиде.

 



 
PR-CY.ru