ИРИНЕЙ, Фальковский Иван Иоакимович - Страница 12

«О степенях родства всех видов, для правильного разбора их, при совершении таинства Брака» представляет собой сокращённый перевод, взятый из славянской Кормчей книги, но, по выражению его публикатора протоиерея Николая Оглоблина, так превосходно составленный и просто представляющий все виды и степени родства для определения возможности сочетания их в таинстве брака, что в нём гораздо легче разбирать часто слишком сложное родство различных лиц и сами правила, изложенные в Кормчей на церковнославянском, не всем понятном языке. Например, о родстве по крови в первом правиле говорится: «Отец и сын суть одна степень, т.е. находятся между собою в расстоянии одной степени, которая называется первою. – Но муж и жена не составляют разных степеней, т.е. нет между ними и на одну степень расстояния, как неразлучно соединённые; а с детьми своими состоят в первой степени, ибо каждое дитя одним рождением от обоих их происходит». Исследователи отмечают, что по форме его проповеди – это Слова, поучения, беседы, довольно редко – речи. Среди них – проповеди на праздники (например, «Беседа на день обрезания Господня и на новый 1811-й год», «Беседа на день Богоявления Господня, января 6 дня 1811»); проповеди, посвящённые св. угодникам Божьим (например, «Слово в день св. Николая 1798 г.», «Слово в день великомученицы Варвары 1815 г.»); основу будничных проповедей составляют рядовые евангельские и апостольские чтения (например, «Поучение в неделю о Закхее 1808 г.»). Большое число проповедей Иринея посвящено членам императорской фамилии. Только в продолжение шести лет архипастырского служения Ириней произнёс 527 бесед и Слов. За текстом обычно следует «приступ», в котором проповедник старается расположить слушателей к тому предмету, который предполагает раскрыть в своём Слове. Затем даётся «исследование», основная часть проповеди. Ириней ограничивается раскрытием сторон главной идеи темы. В кратком «заключении» он убеждает слушателей следовать проповедуемой добродетели. Н. Щеголев, характеризуя проповедническую деятельность Иринея, писал, что по образованию Ириней принадлежит к концу «прошедшего века», т.е. XVIII, а «по проповеднической деятельности к началу настоящего», XIX в.



 
PR-CY.ru