ИНДРА - Страница 3

В отместку похотливый «царь вселенной» похищает жену Ваджранги, принимая попеременно образы змея и обезьяны. Ваджранга снова оказывается победителем, а его сын Тарака с прочими богами сокрушает Индру. Тогда дэвы вынуждены просить Шиву и Парвати родить сына, который мог бы положить конец могуществу Тараки. Так рождается Сканда, герой знаменитой поэмы Калидасы «Кумарасамбхава». «Божественный сын» Индры Джаянта остаётся в индуистском пантеоне лишь номинальной фигурой, более известны его «земные сыновья» – герой пандавов Арджуна в «Махабхарате» и царь обезьян Валин в «Рамаяне». В буддийских текстах Индру называют Сакка (Шакра). Он возглавляет 33 ведийских бога (таватимса) и в этом качестве включается в состав буддийского пантеона, который строился по принципу «использования-подчинения» объектов брахманистского богопочитания. Эти объекты выполняли роль свиты Будды. Первая из этих иерархических схем представлена в древнем палийском сочинении «Кеваддха-сутте». Среди семи групп брахманистских богов Индра-Сакка возглавляет вторую группу из 33 богов и включается в класс «четырёх великих царей» – хранителей мира (локапалы), где именуется Дхаттаратхи. В его свиту входят полубожества гандхарвы. Однако гандхарва Санамкумара (брахманистский Санаткумара), наиболее приближённое из «прежних богов» лицо к Будде, посещая собрание 33, должен принимать облик гандхарвы Панчасикхи (Панчашикха), т.к. его «форма» слишком субтильна для богов, предводительствуемых Индрой. В специальной сутте, посвящённой Индре, «Саккапаньха-суттанте» Индра-Сакка в одном из стихов высказывает своё заветное желание возродиться в будущем среди «высочайших богов, наделённых славой». Ещё больше буддисты умаляют значение Индры, когда в начале названной сутты он обращается за ходатайством к Панчасикхе, потому что носитель устрашающей ваджры опасается сам обратиться к Будде, ибо, когда Татхагаты погружаются в медитацию, их не следует тревожить. Согласно же «Джанавасабха-суттанте», Индра и все прочие насельники обители 33 ликуют от того, что на небесах поселяются новые дэва – те, кто в прошлом рождении усердно изучали закон Будды и были преданы ему, его учению и общине. При этом уменьшается число их врагов – асуров («идут на убыль»). Тот же мотив воспроизводится в близкой ей по тематике «Махаговинда-суттанте».



 
PR-CY.ru