ИНДРА

ИНДРА (санскр. «Indra» – «сила, плодородие») – божество грома и молнии, «царь богов», центральный персонаж ведийской мифологии. Возглавлял богов-дэвов в войне с демонами-асурами, впоследствии один из четырёх хранителей мира (локапалы), ответственный за восток, воплощение воинской доблести. В ведийской литературе Индра наделён следующими эпитетами: Шакра («могучий»), Магхаван («щедрый»), Сахасракша («тысячеглазый»). Истоки образа Индры восходят к периоду пребывания индоариев в Передней Азии (середина II тыс. до н.э.): божество Индара было известно ещё митаннийским ариям; в «Авесте» имя Индры носит один из мелких демонов, а один из эпитетов Индры – Вритрагхна (Убийца (демона) Вритры) отражён в имени древнеиранского бога войны Веретрагхны. Многие исследователи полагают, что Индра возвысился в ведийском пантеоне в связи с завоеваниями ариев в Северо-Западной Индии; став символом их единения в борьбе с автохтонным населением, Индра постепенно вытеснил прежних индоарийских богов, в том числе покровителя космической справедливости Варуну. В «Ригведе» Индре посвящено около 250 гимнов – значительно больше, чем какому-либо другому божеству. Подробно описаны его части тела, лицо и борода, одежда, голос, рост, возраст, а также психологические характеристики – гнев, ярость, мужество, сила, мудрость, искусность и т.д. Верховное положение Индры в ведийском пантеоне отражено в титуле «царь вселенной». Его царское достоинство выражается также в окружении свитой богов бури Марутов. Вместе с тем Индре свойственны и черты протея-оборотня, способного превращаться даже в муравья или в конский волос. Исследователи отмечают, что происхождение Индры (как и большинства ведийских богов) достаточно запутанное: его родителями названы многие мифологические персонажи. Основные его подвиги связаны с победами над демоническими силами, прежде всего, над змееобразным Вритрой, олицетворением косного и хаотического начала (букв. – затор, преграда), сковывавшим течение рек и заточившим в скале коров. Поединок Индры с Вритрой получал космогоническое истолкование – победа организующей космической силы над силой хаоса. Эта тема составляла содержание индийской версии мирового космогонического мифа в новогоднем ритуале индийских ариев. Среди побеждённых ведийским «царём богов» – демон засухи Шушна, змей Вишварупа, похититель коров (главного достояния индоариев), а также племена аборигенов, ставших рабами (дасью) вторгшихся в Индию индоариев. На битву с врагами Индра отправлялся опьянённый священным напитком сомой в сопровождении Марутов (ведические боги бури).

 



 
PR-CY.ru