ИНДРА - Страница 2

Главное его оружие – палица (перун ваджра), которую смастерил бог-ремесленник Тваштар; в гимнах «Ригведы» прославляется её острота и сила её удара. Супругой Индры названа богиня Индрани. Громововержец Индра неоднократно усмиряет и ведийских богов, которые его боятся. Политеистический синкретизм отождествляет Индру со многими из богов, прежде всего, с солярными божествами Сурьей и Савитаром, а также с богом дождя Парджаньей. Несмотря на то что Индра продолжает возглавлять 33 главных божества (боги неба, воздушного пространства, земли), начиная с эпической стадии индийской мифологии (фактически ещё с поздневедийской), статус Индры изменяется: с одной стороны, снижается его космогоническое значение, усиливаются военные функции вождя; с другой – как божество дождя и плодородия Индра всё больше сближается с богом дождя Парджаньей (к нему, в частности, обращаются в обряде вызывания дождя). С восхождением триады верховных богов индуизма Индра «довольствуется» тем, что осталось ему от их могущества. Брахма назначает бывшего «царя вселенной» быть хранителем востока, ему (как и всем значительным богам) выделяется ездовое животное (вахана) – слон Айравата. В «Махабхарате» описан Амаравати – тысячевратный город, где Индра пребывает с женой Шачи. Его многочисленные любовные связи, за которые ему приходится теперь расплачиваться (в «Ригведе» он мог безнаказанно преследовать прекрасную богиню утренней зари Ушас), становятся основой сюжета эпических и пуранических повествований. Ему, в частности, дорого обошлись отношения с женой риши Гаутамы Ахальей: «царь богов» временно лишился детородного органа. Согласно одной легенде, у него даже появляется тысяча глаз, чтобы наслаждаться красотой Тилоттамы. Боги посильнее дают ему соответствующие поручения, прежде всего (учитывая указанную склонность), участвовать в совращении демонов-асуров и отшельников-риши, к которым он подсылает прекрасных соблазнительниц-нимф – апсар. Добивавшись своими аскетическими подвигами больших успехов, асуры и ажары угрожали благополучию небожителей. От многих из них ему приходится терпеть унизительное поражение, а однажды Брахме с другими богами пришлось отправиться на Ланку, чтобы вызволить Индру из плена, когда сын могучего асуры Раваны Индраджит увёз «царя богов» на своей колеснице. Когда же сын Дити (мать демонов-дайтьев) Ваджранга мстит Индре за убийство своих братьев и приводит связанным к матери, только вмешательство Брахмы вновь избавляет его от позора.

 



 
PR-CY.ru