ИОАНН МАКСЕНЦИЙ - Страница 3

После возвращения в Константинополь скифские монахи продолжили переписку с африканскими августинцами, в том числе с Фульгенцием, по вопросу о сочинениях Фавста. Обращение монахов не сохранилось, однако сочинение «Об истинности предопределения» Фульгенция было посвящено Иоанну Максенцию и диакону Венерию, одному из скифских монахов. Второй соборный ответ африканских епископов издан в 523 г., после смерти папы Гормизда. Уже зная мнение папы по делу скифских монахов, африканские епископы, тем не менее, в целом не изменили положительного отношения к ним. Послание 523 г. адресовано Иоанну Максенцию и диакону Венерию. Африканцы подтвердили признание веры скифских монахов и особенно их понимание учения о благодати. При этом они призывали быть снисходительными к тем, кто не разделяли мнения скифских монахов о теопасхизме, поскольку многие из них в будущем могут изменить свою точку зрения и примкнуть к ним. С начале 530 гг., став императором, Юстиниан (527–565 гг.) начал активно использовать теопасхитскую формулу в полемике с монофизитами и утвердил её эдиктом 533 г., где она даётся со многими пояснениями (см. подробнее в ст. Вселенский пятый собор, раздел «Богословие Собора»). Её принятие сопровождалось осуждением догматических противников скифских монахов – акимитов. Несмотря на то что раньше папа Гормизд отказался принять теопасхизм, формула была одобрена папой Иоанном II в 534 г. Наконец, она была принята пятым Вселенским собором в Константинополе в 553 г. вместе с осуждением Феодора Мопсуестийского, чего раньше добивались скифские монахи. Иоанн Максенций писал на латыни, хотя, скорее всего, хорошо владел и греческим. Исследователи полагают, что латынь была его родным языком: в VI в. это было очень распространённым явлением на Балканах и в Константинополе. Сочинения Иоанна Максенция носят полемический характер, направлены против несториан, монофизитов и пелагиан. Некоторые из них подписаны также именами других скифских монахов. Кроме «Исповедания о Христе» сохранилось краткое сочинение Иоанна Максенция «Исповедание веры» (дата и обстоятельства создания исследователям неизвестны). В апологетическом жанре написан ответ Иоанна Максенция на послание папы Гормизда епископу Посессору. Теопасхитскому вопросу посвящено небольшое сочинение «Смысл соединения Слова Божия с Его плотию». Исследователям известны полемические произведения: «Диалоги против несториан», где Иоанн Максенций разбирает учение Феодора Мопсуестийского и отстаивает богословие Кирилла Александрийского, и «Против акефалов». В связи с несторианской полемикой в сочинениях Иоанна Максенция возникает и вопрос о пелагианстве, о чём свидетельствуют сочинения «Обращение к африканским епископам» и «Главы против несториан». Ф. Глори отрицает, что Иоанн Максенций являлся автором писем к африканским епископам по вопросу о благодати, однако это мнение исследователи не могут считать общепринятым. Учитывая, что в трактате против несториан Иоанн Максенций прямо касается вопроса о пелагианстве, его интересовали учение о благодати и полемика в Западной Церкви, что и нашло отражение в его письмах африканским епископам. В сближении несторианства и пелагианства Иоанн Максенций развивал идеи Иоанна Кассиана Римлянина, выраженные в его трактате «О Воплощении». Исследователи призывают не путать Иоанна Максенция с преcвитером Иоанном Антиохийским, который вёл полемику с монофизитами во второй половине V в. О нём упоминали Геннадий Массилийский и Марцелин Комит в хронике под 486 г.



 
PR-CY.ru