ИОАНН МАКСЕНЦИЙ

ИОАНН МАКСЕНЦИЙ (лат. Ioannes Maxentius) – архимандрит, лидер группы монахов из провинции Малая Скифия (современная Добруджа, Румыния), которые в первой половине VI в. отстаивали теопасхитскую формулу (см. Теопасхизм). Подробности жизни Иоанна Максенция исследователям неизвестны. В источниках Иоанн Максенций и его последователи упоминаются только в связи с теопасхитскими спорами между 518 и 523 гг. Скифские монахи во главе с Иоанном Максенцием получили известность в Константинополе в 518 г. как ревностные приверженцы Халкидона, которые предлагали для толкования Халкидонского ороса ввести в церковное употребление формулу: «Един от Святой Троицы пострадал (или был распят) во плоти» – и таким образом отвести от православного вероучения обвинения монофизитов в том, что Халкидонский собор якобы восстановил скрытое несторианство. Против позиции скифских монахов выступили константинопольские монахи-акимиты, а также диакон собора Святой Софии Виктор и прибывший в Константинополь Патерн, епископ города Томы (ныне Констанца, Румыния), лично знавший Иоанна Максенция и его сторонников. О спорах в Константинополе исследователям известно, главным образом, из документов папского посольства, которое прибыло в Константинополь в марте 519 г. для восстановления общения церквей после акакианской схизмы. Иоанн Максенций составил апологию «Исповедание о Христе», которая с особым письмом была представлена папским легатам. В апологии он писал, что предлагаемая формула не является проявлением неуважения к Халкидону или утверждением, что орос неточно определяет православную веру. Объявлялась анафема тем, кто противопоставляли Халкидонскому оросу другие исповедания или считали его текст неполным. Группа скифских монахов отрицала обвинения оппонентов в попытках пересмотреть Халкидонский орос. Анафема Пелагию и Целестию должна была быть понятна папским легатам, знакомым с западными ересями, тем более что пелагианство было осуждено третьим Вселенским собором в Эфесе вместе с несторианством. Таким образом, скифские монахи хотели подчеркнуть свою неприязнь к учению Нестория, в чём их пытались обвинить монофизиты. В апологии осуждался также Феодор Мопсуестийский как отступник от апостольского учения; его взгляды в значительной мере повлияли на несторианство. В конце апологии Иоанн Максенций объявил об осуждении своих оппонентов диакона Виктора и епископа Патерна. Сначала легаты отказывались принимать апологию Иоанна Максенция, ссылаясь на то, что они не уполномочены папой обсуждать вопросы, затронутые монахами. Однако под давлением византийского правительства они согласились рассмотреть текст, но не принимать окончательного решения. Влиятельный в то время магистр Виталиан призывал скифских монахов изложить своё учение перед ним и Константинопольским патриархом Иоанном II Каппадокийцем. Однако о результатах этого слушания у исследователей сведений нет. Если Виталиан и император Юстин, в основном, покровительствовали Иоанну Максенцию, то его противники имели при дворе покровителя в лице Юстиниана, племянника императора.

 



 
PR-CY.ru