ИПОСТАСЬ - Страница 22

Как полагал Боэций, греки называют индивидуальные субстанции ипостасями потому, что они «находятся под другими» («caeteris subsunt»), служа как бы «подстоящим и подлежащим» («suppositae subjectaeque») для акциденций. Поэтому то, что греки называют «ипостась», латиняне называют «substantias» («субстанциями»), т.е. «подлежащими» («suppositas»); а так как греки называют их также «лица», то и латиняне также называют их «personas» («лица»). Боэций прямо указывал, как эти термины должны использоваться в триадологии: в Боге есть одна одна «сущность или осуществлённость Божества» («essentia vel subsistentia deitatis»), и три «Ипостаси», т.е. «три субстанции» («tres substantias»). Согласно этому и говорится, что «у Троицы единая сущность, но три субстанции и три Лица» («unam Trinitatis essentiam, tres substantias, tresque personas»). При этом Боэций замечал, что обычное церковное словоупотребление на Западе не позволяет говорить о Боге «три субстанции» («tres substantias»). Однако, по убеждению Боэция, если бы не это устоявшееся словоупотребление, можно было бы применить слово «субстанция» к Богу, – не в том смысле, что Он как бы находится под другими вещами в качестве их подлежащего (quasi subjectum supponeretur), но в том смысле, что Он предшествует всем прочим вещам и тем самым как бы подлежит (subesset) им в качестве их Первоначала, подавая им возможность существовать (subsistere). Наряду с терминами «substantia» и «persona» некоторые латинские авторы в качестве эквивалента термина «ипостась» использовали термин «subsistentia», который в таком случае противопоставлялся термину «substantia», интерпретируемому как эквивалент греческого «ипостась». Впервые термин «subsistentia» встречается в середине IV в. у Викторина Мария, который перевёл греческую тринитарную формулу «из одной сущности суть три ипостаси» как «de una substantia tres subsistentias esse». Он пояснял, что в этой формуле «substantia» означает «subjectum», т.е. подлежащее, «то, что не находится в другом», или «чистое бытие» («purum esse»), а «subsistentia» означает «оформленное, определённое бытие» («esse formatum»), или «бытие вместе с формой» («esse cum forma»). Согласно этому представлению, «Бытие (т.е. Отец) – это то же, что Жизнь (т.е. Сын) и Мышление (т.е. Святой Дух),

 



 
PR-CY.ru