ИПОСТАСЬ - Страница 21

Настороженное отношение к термину «ипостась» проявлял и Иероним Стридонский: он ставил под сомнение правильность восточного учения о трёх Ипостасях (tres hypostases), т.к. для него этот термин был равнозначен термину «сущность» («essentia» или «substantia»), поэтому признавать в Боге три «сущности» («tres substantias») означало исповедовать арианство. По утверждению Иеронима Стридонского, «достаточно говорить об одной сущности и трёх Лицах, реально существующих, совершенных, равных, совечных (unam substantiam, tres personas subsistentes, perfectas, aequales, coaeternas); пусть, если угодно, умалчивается о трёх ипостасях и удерживается одна». Таким образом, греческая формула «три ипостаси», переведённая на латынь как «tres substantiae», в случае её интерпретации в смысле учения о «трёх сущностях» во второй половине IV в. на Западе прямо признавалась еретической, как это видно из «Исповедания веры» луциферианина Фаустина: «Мы удивляемся, как можно доказывать православие тех, кто исповедует три субстанции – Отца и Сына и Святого Духа. Даже если они говорят, что не верят в то, что Сын Божий или Святой Дух есть тварь, однако они погрешают против правой веры, говоря, что есть три субстанции. Ведь логически необходимо тем, кто исповедует три субстанции, исповедовать и трёх Богов – выражение, которое православные всегда предавали анафеме». Подтверждением различного отношения к термину «ипостась» на Востоке и на Западе могут служить слова Григория Богослова, который отмечал: «Когда мы благочестиво употребляем выражение: «одна сущность и три ипостаси», из которых первое означает природу Божества, а последнее – личные свойства Трёх, тогда римляне, одинаково с нами мысля, из-за бедности своего языка и из-за недостатка наименований, не могут отличить ипостась от сущности и потому вместо него используют слово «лица», дабы не подать мысли, что они признают три сущности». Подробное разъяснение латинского эквивалентов термина «ипостась» было предложено в V в. Боэцием. Центральное место в его рассуждении занимает понятие «лицо», которое Боэций определял как «индивидуальную субстанцию разумной природы» («persona est naturae rationalis individua substantia»). Он отмечал далее, что этим определением обозначается также и то, что греки называют «ипостась», поскольку греки называют ипостасями не общие родовидовые, а индивидуальные субстанции («individuas substantias»). По мнению Боэция, греческий термин гораздо точнее обозначает индивидуальную субстанцию разумной природы, в то время как в латыни не хватает слов для такого обозначения, и поэтому латиняне используют в этом случае переносное название, именуя «лицом» («persona») то, что греки называют «ипостасью».

 



 
PR-CY.ru