ИПАТИЙ - Страница 4

Однако эти даты не совпадают с днём смерти святого – 30 июня, указанным в одном из списков Жития Ипатия. В современном календаре РПЦ память Ипатия указывается 31 марта, она была приурочена к празднованию памяти священномученика Ипатия, Епископа Гангрского. Память Ипатия отмечается 17 июня в Типиконе Великой церкви IX–XI вв. без богослужебного последования. В афоно-итальянской редакции Студийского устава, в Типиконе Георгия Мтацминдели середины XI в. Ипатий упоминается 17 июня; служба подробно не описана. В ранних редакциях Иерусалимского устава, в первопечатных греческих и московском Типиконах, а также в современных богослужебных книгах Ипатий не упоминается. В гречских рукописях под 17 июня встречается канон Ипатию, составленный гимнографом Иосифом, с акростихом «Ипатия воспою прекрасные нравы. Иосифов» плагального четвёртого (т.е. восьмого) гласа, ирмос (начало: «Пребывая, Ипатие, с Богом»). В греческом иконописном подлиннике – «Ерминии» иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота (около 1730 – 1733 гг.) – память Ипатия не отражена. Под 18 июня в месяцеслове «Ерминии» приведены сведения об Ипатии, о Леонтии и Феодуле, мучениках Трипольских. Однако в настенных минологиях балканских храмов под 18 июня исследователи встречают образы как указанных мучеников, так и Ипатия: в церкви великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317–1318 гг.) – в рост; в церкви Успения Пресвятой Богородицы монастыря Грачаница (около 1320 г.) – погрудное изображение. В русских иконописных подлинниках (XVIII в.) память святого и описание его облика помещены под 31 марта. В подлиннике по списку Георгия Дмитриевича Филимонова сказано: «Поживе лет 80; подобием стар, и быша власы его главнии и браднии яко снег, бяше нарочит действием и видением, ризы преподобнические. Сей святой жены кровоточивыя и бесчадныя не малы чудотворны показа, и сухи сосцы имуща и безкормны млеком тичити сотвори». В Большаковском подлиннике в описании внешности святого приведены те же слова. Изображения Ипатия в русской традиции чрезвычайно редкие. В минеях его образ обычно вытесняется образом Ипатия Гангрского, чья память приходится также на 31 марта. В качестве редкого и достаточно раннего примера изображения Ипатия в русской иконописи исследователи приводят минею на март из годового комплекта икон (конец XVI в., Вологодский музей-заповедник). На то, что в цикл включён именно этот святой, указывают тип его изображения как преподобного в монашеском облачении и надпись: «Прп. Ипатий-целитель», которая отражает сведения Жития о получении святым дара исцеления. В составе избранных святых поясной образ Ипатия представлен на нижнем поле палехской иконы «Св. Иоанн Предтеча Ангел пустыни, с житием, праздниками, иконами Богоматери и избранными святыми»; середина XIX в., собрание Михаила Евгеньевич Де Буара (Елизаветина). К раннему XIV в. относится каменная иконка (музеи Московского Кремля) с рельефным образом святого, надпись: «О ЕВПАТ(НН)». Ипатий представлен со свитком в левой руке и с благословляющей десницей. Судя по тому, что в состав одежд не входит омофор – атрибут епископского служения, с которым изображают соименного преподобному Ипатия Гангрского, исследователи предполагают, что на данной иконке представлен Ипатий.



 
PR-CY.ru