ИОСИФ, Нелюбович-Тукальский Афанасий - Страница 14

Далее в описании говорится, что в 1737 г., в период игуменства в Мгарском монастыре Тимофея (Щербацкого), «когда ти цеглины в едном месте сами собой вывалились, то, разобравши ту стену, видели многие з монашествующих, что мощи Тукальского нетленны лежат, а истлела-де только крышка гроба, а он-де лежит в белом клобуке и в жёлтой шёлковой мантии. Потом с повеления того же игумена Тимофея прикрыт он, Тукальский, вместо крышки надгробной килимом и замурован». В «Киевском месяцеслове» на 1797 г. указывалось, что тело Иосифа в Мгарском монастыре «доныне остаётся нетленным». К началу XX в. над могилой Иосифа было надгробие, украшенное резным балдахином, на гробнице был высечен поэтический «Епитафион», написанный Варлаамом (Ясинским) на смерть Иосифа. В 2000 г. руководство неканонической Украинской автокефальной православной церкви объявило о начале «канонизации» Иосифа, безосновательно назвав его борцом за автокефалию Киевской митрополии. В августе 2007 г. в Чигирине рядом с восстановленной в 2006 г. Петропавловской церковью, которая была последней кафедрой Иосифа, был открыт памятник митрополиту. В соборе Мгарского монастыря, где был погребён Иосиф, находился его портрет, по мнению исследователей, прижизненный, о котором упоминал в мемуарах посещавший обитель в 1883–1884 гг. критик и этнограф Василий Петрович Горленко (портрет был утрачен при закрытии и разорении обители в 1920 гг.). На живописном портрете XIX в. (Национальный музей истории Украины) Иосиф представлен по пояс, вполоборота вправо, в саккосе с цветочным орнаментом, в омофоре и митре с херувимами, на груди крест, сбоку палица. Иосиф изображён с густыми усами и окладистой бородой с проседью, правой рукой он именословно благословляет, в левой – держит высокий архиерейский жезл. Внизу, как на портретах, происходящих из конгрегационного зала Киевской духовной академии, на светлой полосе написаны имя, титул и дата кончины изображённого. По мнению исследователей, именно этот портрет упомянут Дмитрием Александровичем Ровинским в группе произведений из Киевской духовной академии. Портрет Иосифа, награвированный пунктиром в Москве по заказу Платона Петровича Бекетова (позднее вошёл в издание «Портреты именитых людей Российской Церкви, с приложением их критического жизнеописания». М., 1843 г.). Иосиф показан погрудно в овале, вполоборота вправо, в саккосе, омофоре и митре с херувимами, на груди крест, а не панагия. Митрополит изображён сравнительно молодым, с редкими тёмными волосами до плеч и короткой бородой. Портрет точно повторен на эстампе Александра Ивановича Зубчанинова, впервые опубликованном в изданном под редакцией Помпеея Николаевича Батюшкова сборнике «Подолия» (СПб., 1887 г.). По мнению исследователей, с того же оригинала выполнена гравюра пунктиром Алексея Агапиевича Осипова, где Иосиф представлен в числе шести исторических и духовных деятелей. Аналогичный портрет Иосифа (в «зеркальном» отображении влево, в том же облачении, и с характерным по форме наперсным крестом) – на литографии середины XIX в., изданной И.Х. Дациаро (Церковно-археологический кабинет Московской духовной академии).



 
PR-CY.ru