ИОАСАФ, Кроковский Александр - Страница 4

Иоасаф критиковал томизм и другие течения западной христианской мысли, выступал против идеи первенства разума над волей. Кроме того, он известен сочинениями по истории, в качестве источников для которых были использованы древнерусские летописи, хроника Матея Стрыйковского, «Синопсис» архимандрита Иннокентия, «Хроника» игумена Феодосия (Сафоновича) и др. Иоасаф составил летописец с описанием событий всемирной и российской истории, в изложении событий ХVII в. использовал собственные воспоминания. В 1698 г., переработав «Повесть о преславных чудах...» игумена Феодосия, Иоасаф издал акафист великомученице Варваре. Большой парадный портрет Иоасафа первой четверти XVIII в. (после 1718 г.) находился в митрополичьем доме при Софийском соборе Киева (в 1909 г. передан в Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, с 1920 гг. находится в собрании Киево-Печерского музея-заповедника). Иоасаф изображён в полном архиерейском богослужебном облачении (саккос, омофор, митра, палица), с высоким жезлом без сулока в правой руке и с небольшим крестом в левой, на груди – крест и панагия в виде двуглавого орла. Детали облачения богато декорированы растительным орнаментом с использованием мотивов народного искусства. Фигуру на тёмно-зелёном орнаментированном фоне обрамляет тёмно-красный драпированный занавес, справа – аналой со стоящим распятием (на нём чётки), слева – раскладной стул. У Иоасафа узкое лицо, высокий лоб, редкие волосы до плеч и прямая седая борода до середины груди. Под изображением в центре – герб Иоасафа с инициалами имени и титула, по сторонам в четыре столбца написана рифмованная эпитафия с прославлением мудрости и заслуг иерарха (текст почти утрачен). В Успенской (Великой) церкви Киево-Печерской лавры среди образов лаврских настоятелей находился портрет Иоасафа первой половины XVIII в. (Киево-Печерский музей-заповедник). Митрополит показан в небольшом повороте вправо, его рука с чётками опирается на стол с распятием и Евангелием. Он облачён в архиерейскую мантию и белый клобук с чёрной оторочкой, на груди – крест и панагия с образом Николая Чудотворца, в правой руке – жезл; герб архиерея размещён в правом верхнем углу. Узнаваемы черты лица Иоасафа – удлинённый ровный нос, негустая седая борода и усы, небольшие глаза под тёмными бровями. Исследователям известны поясные варианты данного портрета второй половины ХХ в. (Киево-Печерский музей-заповедник), один из которых находился в конгрегационном зале Киевской духовной академии.



 
PR-CY.ru