ИОАСАФ, Кроковский Александр - Страница 3

Иоасаф написал предисловие к «Киево-Печерскому патерику», в котором восхвалял деятельность царя Петра I и тем самым оказывал поддержку проводимым в стране политическим преобразованиям. 19 октября 1707 г. в Киеве состоялся собор духовенства митрополии, на котором Иоасаф был избран Киевским митрополитом. Хиротония состоялась в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа 1708 г. при участии местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана (Яворского). 14 сентября 1708 г. Иоасафу была выдана настольная грамота от Петра I. В 1711 г. Иоасаф возглавил хиротонию во епископа Луцкого игумена Кирилла (Шумлянского). По его распоряжению 9 апреля 1714 г. был основан Онуфриевский Моровский скит. Иоасаф продолжил строительство киевского Софийского монастыря, сильно пострадавшего при пожаре 1697 г. Активно защищал киевские монастыри в их спорах с городским магистратом, о чём свидетельствует письмо гетмана Ивана Ильича Скоропадского от 2 июня 1712 г. 12 ноября 1708 г. в Троицком соборе города Глухова по требованию Петра I митрополит возглавил богослужение, на котором была провозглашена анафема И.С. Мазепе. При этом Иоасаф не стал сам произносить проповедь с осуждением И.С. Мазепы, поручив это протоиерею Афанасию Заруцкому, и не подписал акт избрания нового гетмана И.И. Скоропадского. Кончину Иоасафа ускорило «дело» царевича Алексея Петровича, который на допросе оговорил митрополита, заявив, что он участвовал в заговоре. По распоряжению Петра I Иоасаф был вызван для дачи показаний в Санкт-Петербург, но по пути следования, в Твери, умер. Похоронен 24 августа в Преображенском соборе Твери. Дмитрий Николаевич Бантыш-Каменский придерживался версии об отравлении Иоасафа, но никаких доказательств не привёл. После смерти Иоасафа вплоть до 1722 г. на Киевскую кафедру никто не назначался. На развитие философских взглядов Иоасафа повлияло творчество Могилёвского епископа Иосифа (Кононовича-Горбацкого). Иоасаф принадлежал к так называемому аристотелевско-рационалистическому направлению (представителями его считаются архимандрит Иннокентий (Гизель), Новгородский архиепископ Феофан (Прокопович), Могилёвский архиепископ Георгий (Конисский) и др.). В рукописях сохранились записи на латыни курсов лекций Иоасафа по риторике (1683 г.), философии (1686 г.) и теологии (1693–1697 гг.). Курс риторики носит светский характер, в качестве примеров используются тексты самого Иоасафа, Киевских митрополитов Петра (Могилы) и Сильвестра (Косова), архимандрита Иннокентия (Гизеля) и др. В философском курсе исследователи замечают отход от аристотелевской философии и тенденцию к отделению философии от теологии.

 



 
PR-CY.ru