ИОАННА, Рейтлингер Юлия Николаевна - Страница 4

По мнению исследователей, некоторые элементы росписи напоминают работы Н.С. Гончаровой и даже Поля Гогена с его трактовкой таитянского «рая», природы и экзотического животного мира. При всей разнородности источников росписи церкви в Мёдоне относятся к явлениям православного искусства Новейшего времени. Для этой церкви было написано несколько икон, среди них широкую известность получил храмовый образ «Не рыдай Мене, Мати» (утрачен); в дальнейшем Юлия Рейтлингер неоднократно возвращалась к этому сюжету. Она много и плодотворно работала, сотрудничая с монахом Григорием (Кругом) и с монахиней Марией (Кузьминой-Караваевой). Для монахини Марии Юлия Рейтлингер нередко делала подготовительные рисунки (чаще всего «личного письма») для изделий церковного шитья (их совместное творчество, шитьё монахини Марии и иконопись Юлии Рейтлингер, сохранилось, например, в Покровской церкви на ул. Лурмель в Париже). Переломным моментом в жизни Юлии Рейтлингер явился постриг в рясофор с именем Иоанна, совершённый в Париже 11 сентября 1935 г. митрополитом Евлогием. Это событие способствовало её духовному сосредоточению, направленному в том числе на осмысление творческого процесса. Работы Иоанны стилистически неоднородны: от традиционной манеры до следования примитиву, от использования привычного тематического репертуара до осваивания западноевропейской тематики («Жанна д'Арк», «Св. мученица Бландина, со сценами жития и святыми на полях» – обе в частном собрании, Париж; появление последнего образа, по мнению исследователей, обусловлено дружбой с княгиней А.В. Оболенской, принявшей при постриге имя этой католической святой). Иоанна писала многочисленные небольшие иконки преподобных Герасима Иорданского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского. Независимо от размеров большинство её работ отличается тяготением к масштабности, монументализацией форм и образов, повышенной экспрессивностью. Исследователи особо выделяют небольшой иконостас и алтарные иконы в храме Казанского скита в Муазне (1938 г.), написанные под влиянием традиций византийской живописи XIII–XIV вв.; в работах 1930 гг. заметны черты произведений русского искусства XV–XVI вв. (картон с запрестольным панно «История Адама и Евы» во Введенской церкви на ул. Оливье-де-Сер в Париже, 1937 г.); на произведения позднего периода повлияло увлечение Иоанной раннехристианским искусством: росписями катакомб, мозаиками римских и равеннских храмов. Главными произведениями Иоанны позднего зарубежного периода стали работы в часовне Василия Великого в доме Содружества св. Албания и Сергия Радонежского в Лондоне (1945–1947 гг.). Содержание росписей перекликается с трудами умершего к тому времени священника Сергия Булгакова. Росписи отличают масштабность и устойчивое для творчества Иоанны внимание к апокалиптической теме.

 



 
PR-CY.ru