ИОАННА, Рейтлингер Юлия Николаевна - Страница 3

Переломным моментом в осмыслении искусства иконописи, как для Юлии Рейтлингер, так и для большинства деятелей культуры русского зарубежья, явилась передвижная выставка вновь открытых произведений иконописи XII–XVII вв., экспонировавшаяся в 1929–1930 гг. в крупнейших городах Европы и США. Особое впечатление на Юлию Рейтлингер помимо шедевров произвели «научные копии» Владимирской иконы Божьей Матери работы Евгения Ивановича Брягина (ныне в собрании Виктора Александровича Бондаренко, Москва) и «Святой Троицы» преподобного Андрея Рублёва работы Григория Осиповича Чирикова. В 1931 г. в Париже вышла книга «Икона и иконопочитание» священника Сергия Булгакова с размышлениями о принципах соотношения в иконописи содержания и формы, функции которой сводятся к «обличению вещей невидимых»; книга во многом повлияла на творчество Юлии Рейтлингер. В отказе от следования «прорисям» и в преобладании «сочинительства» в рамках канона она выступает как представитель, скорее, новоевропейской, а не традиционно иконописной формации. В этом проявилось и воздействие атмосферы мастерской М. Дени, где она училась. В 1920–1930 гг. Юлия Рейтлингер сделала множество подготовительных рисунков и набросков и написала цикл портретов священника Сергия Булгакова (большая часть графического наследия хранится в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье» и в музее Андрея Рублёва). Иконы этого периода получили высокую оценку, в том числе и в прессе. В 1931–1932 гг. по инициативе священника Андрея Сергеенко она оформила церковь св. Иоанна Воина (бывший барак) в Мёдоне под Парижем. Ей помогали её сестра (в замужестве Кист) и Елена Яковлевна Браславская (в замужестве Ведерникова; известна иконописными работами после возвращения из эмиграции). Росписи исполнены темперой по грунтованной фанере (сохранившиеся после пожара части находятся в библиотеке-фонде «Русское Зарубежье»). Главными в программе украшения церкви стали циклы «Небесная литургия» и «Апокалипсис»; роспись открывается сценами «Рай» и «Изгнание из рая», далее следуют традиционные по составу двунадесятые праздники и фигуры святых. В процессе работы Юлия Рейтлингер обращалась к широкому кругу иконографических источников – от византийских рукописей, хранящихся в Ватиканском собрании, и фресок Димитриевского собора во Владимире конца XII в. до росписей храмов Ярославля и Москвы XVII в., а также церкви Богоматери Перивлепты в Мистре третьей четверти XIV в. Ей удалось достичь свободы в интерпретации иконографии (при этом вполне каноничной) и художественных образов, для которых характерны экспрессия и подвижность.

 



 
PR-CY.ru