ИОАННА, Рейтлингер Юлия Николаевна - Страница 2

Этюды и акварели Юлии Рейтлингер пражского периода свидетельствуют не только о возросшем мастерстве, но и о более мажорном, «благополучном» восприятии художницей окружающего мира. Несмотря на то что первые иконописные работы Юлия Рейтлингер называла неудачными, в 1924 г. она написала «главу св. Иоанна Предтечи по наброскам с натуры – с отдыхающего отца Сергия» (в настоящее время икона находится в храме Казанского скита в Муазне, близ Парижа, где Иоанна работала в 1938 г.). Духовную поддержку Юлии Рейтлингер оказывал священник Сергий Булгаков, с энтузиазмом воспринявший её вхождение в сферу религиозного творчества, но провидивший нападки на художницу в связи с её отходом от внешне привычных каноничных норм. Обращение в первой иконописной работе к образу Иоанна Предтечи, впоследствии её небесного покровителя, оказалось символичным. Привезённая в Париж «портретная» икона стала этапной в судьбе художницы. Юлия Рейтлингер поступила в мастерскую (Ateliers d'arts sacré) религиозного художника-монументалиста Мориса Дени и в течение нескольких лет прошла полный курс обучения (она поддерживала отношения со своим учителем и позднее; их переписка хранится в архиве Музея М. Дени в Сен-Жермен-ан-Ле). Появление Юлии Рейтлингер в 1925 г. в Париже связано с назначением священника Сергия Булгакова по инициативе митрополита Евлогия (Георгиевского) инспектором Свято-Сергиевского православного богословского института. Для Юлии Рейтлингер программным стало стремление к «живой» иконе, соединившей каноничный подход к иконографии, живость пластического языка и художественные новации. Графические листы предшествующего периода свидетельствуют о её увлечении эстетикой «Мира искусства» и романтическими образами европейского Средневековья. Для рисунков 1920 гг. характерно умелое построение композиции, животные приобретают некую одухотворённость и обаяние. Впоследствии одним из любимых сюжетов художницы стала композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа». Стремление к возрождению традиций русского религиозного искусства в новых условиях свелось к противостоянию с формальным исполнением старообрядческих икон и с популярной в начале XX в. эстетикой модерна. Технология иконописи осваивалась Юлией Рейтлингер недолго и недостаточно. Из-за несовпадения взглядов на современную («живую») икону и на пути её развития художнице не были близки большинство членов парижского общества «Икона». Впрочем, на представление Юлии Рейтлингер о задачах современного иконописания повлияло знакомство с ведущим представителем модерна в Париже Дмитрием Семёновичем Стеллецким,но творчество художника не стало для неё определяющим.

 



 
PR-CY.ru