ИОАНН ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ - Страница 3

Немецкие переводы «Истории...» (самым ранним является перевод 1389 г. Э. фон Катценелленбоген, графини Эрлаха, кроме него исследователям известны ещё пять переложений) стали основой для «Volksbuch», народной версии легенды о трёх волхвах, варианты которой получили распространение в Германии в XV в. Тогда же «История...» была переведена на другие европейские языки и издана на французском, английском, польском, старобелорусском и других языках. В XVI–XVII вв. наблюдается постепенный спад популярности, а затем и забвение «Истории...», что, по мнению исследователей, было связано с новыми географическими открытиями и Реформацией. В XVII в. «История...» была уже почти неизвестна. Болландисты упоминают об Иоанне Хильдесхаймском, однако отмечают, что Г. Кромбах, автор «Primitae gentium sive historia et encomium SS. trium Magorum evangelicorum» («Истории и восхваления трёх святых евангельских волхвов», 1654 г.), не был знаком с сочинением Иоанна Хильдесхаймского. В эпоху романтизма и зарождения немецкого национализма в XIX в. оно вновь стало популярным. В 1819 г. латинскую рукопись «Истории...» обнаружил Иоганн Вольфганг Гёте; в 1822 г. в вольном переводе Густава Шваба (нарушена разбивка по главам, переставлены некоторые части текста), снабдившего «Историю...» 12 романсами собственного сочинения, рукопись была опубликована на немецком языке. В 1847 г. на основе двух старопечатных немецких переводов Карл Зимрок издал другую версию «Истории...». Латинский текст напечатан Э. Кёпке. Современного критического издания «Истории...» нет. Исследователи различают две редакции текста – краткую и пространную. Их историческое соотношение (являлась ли пространная версия основой для краткой или наоборот) остаётся предметом дискуссий. Согласно Иоанну Хильдесхаймскому, волхвы были царями «трёх Индий»: Мельхиор – царём Нубии (в Аравии), Валтасар – Годолии, Каспар – Фарса. Повинуясь пророчеству, три царя, получив сведения о появлении звезды волхвов, независимо друг от друга отправились вслед за ней. Путь из «Индий» в Иудею чудесным образом занял у царей десять дней, и они одновременно оказались близ Иерусалима. Далее Иоанн Хильдесхаймский излагает евангельскую историю поклонения волхвов (см. Волхвы). В «Истории...» среди даров Мельхиора упоминаются золотое яблоко, символизирующее власть, и 30 золотых монет. Согласно преданию, записанному Иоанном Хильдесхаймским, именно на эти деньги Авраам воздвиг гробницу для себя и сыновей, этими же монетами расплатились работорговцы с сыновьями Иакова за Иосифа, их же впоследствии получил Иуда за предательство Иисуса Христа. Совершив поклонение и вручив дары, цари вместе отправились в свои владения. После пересказа истории детства Христа и бегства в Египет Марии и Иосифа Иоанн Хильдесхаймский описывает путешествие апостола Фомы на восток и крещение царей (это предание впервые отражено в «Золотой легенде» Иакова из Варацце).

 



 
PR-CY.ru