ИОАНН ТРАПЕЗУНДСКИЙ, Яннакис - Страница 2

В переписке 1753 г. патриарх Сильвестр обсуждал с Иоанном Трапезундским сферу полномочий капы-кехая и давал ему соответствующие указания. По словам патриарха Сильвестра, патриарх Кирилл и атаман Георгий рекомендовали Иоанна Трапезундского на эту должность. Иоанн Трапезундский исполнял обязанности капы-кехая до смерти патриарха Сильвестра в 1766 г., а при его преемнике Филимоне «получил расчёт за сделки, совершённые в течение всего времени пребывания в должности». Сильвестр называет Иоанна Трапезундского «возлюбленным чадом Кирилла», его «духовным чадом», «единым по духу сыном нашим господином Яннакисом», что свидетельствует о близком знакомстве протопсалта и Константинопольского патриарха Кирилла. В переписке также встречаются упоминания о семье Иоанна Трапезундского и о некоем «господине Яннакисе», который тоже был ювелиром и делал «корону» (очевидно, митру) для патриарха Сильвестра. Если доверять сообщению Хрисанфа, то исследователи могут предположить, что ювелирное дело Иоанна Трапезундского продолжил его близкий родственник, носивший ту же фамилию. Митрополит Хрисанф сообщает, что Иоанн Трапезундский был учеником протопсалта Панайотиса Халацоглу, «научившись от него всем сохранившимся тогда музыкальным произведениям и достаточно посвятив себя музыке, был избран лампадарием, занимался церковным пением вместе с учителем, которого он и сменил после его смерти, став протопсалтом». Исследователи сообщают, что в музыкальных и других источниках Иоанн Трапезундский последовательно назван доместиком (первое упоминание в 1727 г.), лампадарием (1728–1734 или 1736 гг.) и протопсалтом Великой церкви, однако последнюю должность вопреки мнению Хрисанфа и других историков он занял ещё до смерти учителя в 1748 г. Уже в 1743 г. он называет себя протопсалтом в колофоне Анфологии («Завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, моей рукой, Иоанна протопсалта, в лето 1743, в марте»). Аналогичное свидетельство присутствует и в автографе Иоанна Трапезундского 1745 г. – Икиматарии Иоанна Клады («Настоящая книга завершена мной, Иоанном, протопсалтом Великой церкви Христа, в лето 1745, в мае»). О выдающейся кодикографической деятельности Иоанна Трапезундского свидетельствуют и другие певческие рукописи, выполненные им в период служения лампадарием («Была завершена настоящая песненномедоточивозвучная книга, которая в прежние времена называлась Пападики, мной, лампадарием Иоанном… в лето 1728, 16 октября»; «Настоящая книга была написана мной, Иоанном лампадарием, в лето 1734, в январе»; «Настоящая книга была написана мной, Иоанном, лампадарием Великой церкви, в лето 1734, в апреле») и протопсалтом («Настоящее написано мной, протопсалтом Иоанном Великой церкви, в лето 1766, в месяце сентябре»; «Написано Иоанном, протопсалтом Великой церкви, в лето 1769, в месяце июне»).

 



 
PR-CY.ru