ИЛАРИОН, Кириллов Иван Андреевич - Страница 4

Иларион различает истинные видения от Бога и происходящие от «мечтательного ума» и непосредственно от сатаны. «Мысленному самоискушению подвержен бывает тот, кто не имеет руководителя, духовного наставника» или не следует «спасительным отеческим советам», «руководствуясь одним слабым светом ума своего, тщетно стремится к созерцаниям духовным», отличается тщеславием и гордостью. Предрасполагает к этому и холерический темперамент. Следствиями являются «энтузиазм, фанатизм, лжепророчества», нарушение душевного мира, высокоумие и последующее отчаяние и, наконец, отступление от Бога. Божьим попущением могут искушаться и истинные подвижники, которым лукавый производит «утешительные сладости в сердце», иной раз являясь в виде Спасителя или святых. Откровение же от Бога есть «правило веры и добрых дел». Некоторые сочинения Илариона (например, «Корнилий, столетний старец Коневский (ум. 12 октября 1809 г.). С присовокуплением кратких нравоучительных стихотворений») остались неопубликованными. Иларион написал также эпитафии старцу Корнилию, а впоследствии в тихвинском монастыре – архимандриту Самуилу (ум. в 1828 г.), погребённому в соборном притворе (могила уничтожена). 14 сентября 1823 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры епископом Ревельским Григорием (Постниковым) Иларион был возведён в сан архимандрита, назначен настоятелем второклассного тихвинского Успенского монастыря. 23 сентября сдал дела на Коневце. 29 сентября указом Новгородской духовной консистории был определён также благочинным тихвинских монастырей и членом Тихвинского духовного правления. 14 октября прибыл в Тихвин. 24 февраля 1824 г. назначен также благочинным по Александрову Свирскому монастырю. По распоряжению Новгородской консистории, получив в декабре 1827 г. соответствующие материалы, к ноябрю 1828 г. составил службу Александру Ошевенскому, его Житие, написал слово на его память. Указом консистории от 23 марта 1829 г. предполагалось перевести Илариона настоятелем первоклассного Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божьей Матери монастыря, но вследствие прошения и по слабости здоровья указом Синода от 29 мая Иларион был оставлен в Тихвине. При Иларионе, начиная с 1831 г., были выполнены драгоценные оклады на иконы тёплой церкви, включая храмовую Рождества Пресвятой Богородицы. На пожертвование графа Алексея Андреевича Аракчеева вызолочена риза на местном образе Успения Пресвятой Богородицы в соборе. Были написаны новый храмовый образ (1831 г.) для Иоанно-Богословского придела, другие иконы. По инициативе настоятеля чудотворная Тихвинская икона была украшена золотой ризой (весом 21 фунт 38 золотников) с драгоценными камнями (1835–1836 гг.), изготовлен напрестольный серебряный золочёный ковчег (1849 г.).

 



 
PR-CY.ru