ИОАНН ДЕ МУРИС - Страница 2

По заказу Ватикана к 1345 г. совместно с Фирменом де Бовалем написал трактат на эту тему. Более поздних документально подтверждённых сведений из его биографии не сохранилось. Иоанн де Мурис наряду с епископом Филиппом де Витри был крупнейшим теоретиком музыкального стиля Ars nova. В отличие от Филиппа, который был композитором-практиком, Иоанн де Мурис занимался музыкой преимущественно как одной из дисциплин квадривия. Разрабатывал проблематику мензуральной музыки. Язык трактатов Иоанна де Муриса отражает нормы схоластического дискурса того времени. В музыкально-теоретических антологиях Мартина Герберта и Шарля Кусмакера трактаты Иоанна де Мурис представлены не вполне достоверно, что обусловлено большим количеством рукописей (более ста) и их противоречивыми атрибуциями. До публикаций Х. Бесселера (1925 г.) трактат «Зеркало музыки» Жака Льежского также приписывался Иоанну де Мурису, несмотря на то что он направлен против стиля Аrs nova, приверженцем которого был Иоанн де Мурис. Согласно исследованию У. Михельса, Иоанна де Муриса с разной степенью достоверности можно считать автором пяти трактатов по музыке. Самые значительные его музыкальные трактаты – «Познание искусства музыки» («Notitia artis musicae»; 1321 г.) и «Книжечка о мензуральном пении» («Libellus cantus mensurabilis»; около 1340 г.). «Познание...» известно также под названиями «Сумма музыки» («Summa musice»; авторское название) и «Искусство новой музыки» («Ars nove musice»), последнее перекликается с названием трактата Филиппа де Витри – «Ars nova». Трактат состоит из предисловия, написанного на основе «Метафизики» Аристотеля, о роли теоретика в преподавании музыки и двух книг: «Теоретическая музыка» («Musica theorica») и «Практическая музыка» («Musica practica»). В первой книге рассматриваются музыкальная терминология, определение музыкального звука, приводятся числовые пропорции интервалов пифагорова строя. С первой книгой сходен по содержанию трактат Иоанна де Муриса «Умозрительная музыка согласно Боэцию» («Musica speculativa secundum Boetium»; июнь 1323 г.; вторая редакция – 1325 г.; сохранилась в 50 списках), служивший учебником в университетах до XVI в. Вторая книга «Познания...», посвящённая мензуральной музыке, состоит из двух разделов. В первом разделе содержится философское введение в понятие времени. Во втором разделе изложены девять так называемых положений (conclusiones), или своего рода мензуральных теорем, которые, подобно геометрическим, требуется доказать. Эти положения относятся к радикальным ритмическим новациям Аrs nova (имперфекция ноты «несмежными» её частями, альтерация ноты при одновременной её имперфекции и т.д.). Главная идея трактата – построение системы так называемых ступеней перфекции (gradus perfectionis; perfectio – совершенство), которые исследователи трактуют как метрические уровни (мензуры).

 



 
PR-CY.ru