ИАКОВ МНИХ - Страница 4

Особую ценность памятнику придаёт то, что в его третьей части, «Древнем житии», использован несохранившийся летописный источник, отличный от «Повести временных лет…». Ряд сведений, сообщаемых в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...», уникальны. Только в этом тексте приведена точная дата вокняжения Владимира в Киеве – 11 июня 6486 (978) г.; в «Повести временных лет…» начало киевского княжения Владимира отнесено к 6488 (980) г. без точной даты. В «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...» сообщается о взятии князем Корсуни в третье лето после крещения. Это сообщение противоречит «Корсунской легенде», в соответствии с которой Владимир крестился в Корсуни, но соответствует общей канве летописного рассказа о крещении князя, распределённого между тремя годами. Причём начало рассказа о выборе Владимиром христианства отнесено к 6494 (986) г., а о взятии Корсуни сообщается под 6496 (988) г. – третьим годом по отношению к 6494 г., согласно «включённому» счёту лет, принятому в Древней Руси. В «Памяти и похвале...» рассказывается о войне князя Владимира до крещения с хазарами и о его походе «на другое лето по крещении» «к порогам»; об этих походах в летописях нет сведений. Относительная хронология событий, как они представлены в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...», в основном, не совпадает с известной летописной хронологией. После исследований А.А. Шахматова утвердилось мнение, что данные «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» восходят к более древней летописи, нежели те источники, которые легли в основу «Повести временных лет…». Сергей Васильевич Цыб попытался установить время возникновения летописного источника, использованного Иаковом Мнихом. По мнению историка, им мог быть Перемышльский летописный свод 1106–1113 гг., который отразился также в «Повести временных лет…».  Начиная с митрополита Макария (Булгакова) в литературе было распространено мнение, согласно которому Иаков Мних является также автором Сказания о святых Борисе и Глебе. Основанием для такой точки зрения послужила та часть «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», где автор пишет: «Мало събрав от многыя добродетели его (Владимира), написах и о сыну его, реку же святую славную мученика Бориса и Глеба». При этом автор Сказания о святых Борисе и Глебе, упомянув князя Владимира, добавляет: «Прочая же его добродетели инде съкажем». Сейчас это предположение исследователи считают необоснованным. Митрополит Макарий атрибутировал Иакову Мниху ещё и Житие князя Владимира, которое в рукописях обычно следует за «Памятью и похвалой князю русскому Владимиру...». Однако исследователи признали, что данное Житие – самостоятельный памятник, в настоящее время его возникновение они относят к XIV или началу XV вв. Исследователи считают безусловно ошибочной атрибуцию Иакову Мниху послания черноризца Иакова князю Дмитрию. В адресате послания Михаил Петрович Погодин и вслед за ним другие авторы XIX в. видели Киевского князя Изяслава (Димитрия) Ярославича (ум. в 1078 г.). После открытия старшего списка послания (XV в.), в котором указано отчество князя, исследователям стало ясно, что послание адресовано Ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (1253–1294 гг.), следовательно, автор послания черноризец Иаков жил во второй половине XIII в.



 
PR-CY.ru