ИАКОВ МНИХ - Страница 2

Вслед за Киевским митрополитом Иларионом Иаков Мних прославляет Владимира как равного апостолам и проводит параллель между его деяниями и деятельностью равноапостольного императора Константина I Великого, утвердившего христианство «по всеи вселенеи»: подобно тому как император Константин с матерью равноапостольной императрицей Еленой «крест обрете, всего мира спасение… и приведе к Богу святым крещением бещисленое множество… тако же и блаженый князь Володимир створи с бабои своеи Олгои». В этой части памятника автор прославляет и св. княгиню Ольгу – первую в русской истории правительницу-христианку, чей пример вдохновил князя Владимира на принятие крещения («взиска спасениа и прия о бабе своеи Олзе, како шедши к Царюгороду, и приала бяше святое крещение, и пожи добре пред Богом»). Упоминание об Ольге дало повод для включения в памятник Похвалы св. княгине. В третьей части памятника развивается тема прославления св. Владимира как крестителя Руси, причём обнаруживаются текстологические пересечения с первой частью – собственно «Памятью и похвалой князю русскому Владимиру...». Памятник сыграл важную роль в церковном прославлении равноапостольного Владимира. Судя по этому памятнику, русских людей в XI–XII вв. смущало то обстоятельство, что св. князь посмертно не был удостоен дара чудотворения. В третьей части «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Древнем житии») автор специально останавливается на этом вопросе: «Не дивимся, възлюбленеи, аще чюдес не творить по смерти, мнозе бо святии праведнеи не створиша чюдес, но святи суть» – и приходит к заключению о необходимости «от дел разумети святаго». Великие свершения Владимира, в том числе военные победы, свидетельствуют о его святости, а среди его добродетелей (как и в начальном летописании, и в «Слове о законе и благодати» митрополита Илариона) особо выделено милосердие. По мнению большинства исследователей, памятник имеет компилятивный характер, в нём соединены несколько изначально самостоятельных сочинений. Вопросы о времени возникновения и о первоначальном составе произведения, о времени создания его отдельных частей не решены, остаётся неясным, что именно в тексте принадлежит перу названного в заголовке Иакову Мниху. Компилятивный характер «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» был доказан Алексеем Александровичем Шахматовым, который указал на противоречия в тексте и отметил, что Похвала княгине Ольге является вставкой, разрывает связный текст – сравнение Владимира с Константином Великим. По мнению исследователя, в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру...» до внесения в неё Похвалы княгине Ольге были совмещены два агиографических сочинения о св. Владимире, причём одно испытало на себе влияние другого. Редактор, соединивший два сочинения, перераспределил текст так, что, например, летописные заметки о Владимире (принадлежащие более раннему автору) были перенесены в конец произведения.

 



 
PR-CY.ru