ИННОКЕНТИЙ, Гизель - Страница 12

Третье издание (1680–1681 гг.), которое представлено в трёх вариантах и легло в основу последующих публикаций, было расширено статьями: «Сказание о Мамаевом побоище», «О втором бесурманском приходе под Чигирин», «О приходе множественных сил царских и запорожских войск к Киеву», «О свободе, или вольности, славянской» и «Повесть старых людей». Начиная с третьего издания, сочинение имеет заглавие: «Синопсис, или Краткое собрание от различных летописцев о начале славянороссийского народа и первоначалных князях богоспасаемаго града Киева… до пресветлаго и благочестиваго государя нашего царя и великаго князя Феодора Алексеевича». Основное повествование (без учёта дополнительных статей) ведётся от легендарного начала славянского народа до 1651 г., когда киевским воеводой стал Адам Кисель. В центре повествования – Киев и юго-западнорусские земли, история Северной России описана фрагментарно. Основными источниками «Синопсиса» считаются книги Матея Стрыйковского и Густынская летопись, ряд других летописных и агиографических памятников. Исследователи по-разному оценивают «Синопсис». И.П. Ерёмин и другие учёные рассматривают его как первое восточнославянское печатное историческое сочинение, пронизанное идеей исторической необходимости воссоединения Малой России с Великой. Другие историки (Х. Роте и др.) считают, что «Синопсис» должен подвергаться анализу с учётом политических событий 1660 – начала 1680 гг. на украинских землях. Составители сочинения использовали жанр исторического повествования для изложения своей политической программы. Такая необходимость могла возникнуть, после того как левобережный гетман Иван Самойлович предпринял ряд мер, чтобы взять под контроль контакты Иннокентия с Москвой и ограничить политическую активность православного духовенства в целом. В этих обстоятельствах составители «Синопсиса» преследовали цели: показать значение Киева для православной церкви и православного славянства, на основе традиции обосновать легитимность царской власти в Киеве и, возможно, на всей Украине, не допустить передачу Киева Польше по Андрусовскому перемирию 1667 г., показать особый характер отношений между русским царём и Киево-Печерским монастырём, обеспечить монастырю царские милости и защиту, не поступаясь при этом ставропигией, доказать каноничность подчинения Западнорусской митрополии Константинопольскому патриарху. «Синопсис» был очень популярен, выдержал около 30 изданий до конца XIX в. Больше ста лет он служил учебной книгой по истории России, пока на смену ему не пришёл «Краткий Российский летописец» Михаила Васильевича Ломоносова. Уже в XVII в.

 



 
PR-CY.ru