ИННОКЕНТИЙ, Гизель - Страница 13

«Синопсис» был переведён на несколько языков: греческий (в 1693 г. по заказу архимандрита, впоследствии патриарха Иерусалимского Хрисанфа), латинский (по заказу Петра I в Амстердаме на основе издания 1674 г. перевод подготовил Илья Фёдорович Копиевский) и румынский. Издание 1674 г. было использовано составителем списка Хронографа 1679 г. Димитрий Ростовский приложил «Синопсис» к своему «Келейному летописцу», на основании чего отдельные исследователи приписывали ему авторство «Синопсиса». В XVIII в. «Синопсис» оказал воздействие на развитие болгарской и сербской историографии, послужив одним из источников «Истории славяно-болгарской» Паисия Хиландарского (1762 г.) и «Истории разных славянских народов» архимандрита Иоанна (Раича; 1768 г.). Первое научное издание «Синопсиса» (по редакции 1680 г.) подготовил Киевский митрополит Евгений (Болховитинов) в 1823 г. Сохранился живописный портрет Иннокентия, как предполагают исследователи, первой половины XVIII в. (после 1718 г.), крупного размера (228х105 см, Национальный художественный музей Украины), входивший в цикл полотен с изображениями настоятелей Киево-Печерской лавры. Эти портреты, выполненные в лаврской живописной мастерской, помещались в Успенской (Великой) церкви, впоследствии поступили в ризницу собора. Иннокентий представлен в рост, вполоборота влево, в мантии лаврского архимандрита и чёрном клобуке, с наперсным крестом, в руках – жезл и чётки. Облик Иннокентия сохраняет индивидуальные черты – нос с горбинкой, впалые щёки, небольшая, узкая на конце борода с проседью. Как и другие архимандриты, он показан в интерьере с драпировкой на фоне и с распятием Христовым на столе, слева вверху – герб, внизу написаны краткие биографические сведения. В 1870 гг. другой портрет Иннокентия находился в конгрегационном зале Киевской духовной академии. Изображение Иннокентия сохранилось в серии портретов, награвированных по заказу Платона Петровича Бекетова первоначально для издания «Портреты именитых людей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания» (М., 1843 г.; лист в собрании Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии). Погрудный образ иерарха вполоборота влево, с округлой бородой средней величины, в клобуке, в мантии с херувимами на скрижалях и с наперсным крестом, заключён в овал (второе издание выполнено для книги: «Изображения людей знаменитых или чем-нибудь замечательных, принадлежащих по рождению или заслугам Малороссии». М., 1844 г.). Близкое повторение этого портрета в круге есть на гравюре пунктиром Алексея Агапиевича Осипова (шесть изображений на листе), помещённой в книге: «Источники малороссийской истории, собранные Дмитрием Николаевичем Бантыш-Каменским и изданные Осипом Максимовичем Бодянским». М., 1858–1859 гг., две части.



 
PR-CY.ru