ИМЯ БОЖИЕ - Страница 51

Через все эти символы действует сила Христа, причём действует тогда, когда встречает содействие со стороны человека: «Непостижимо, как Сам Христос соединяется с знамением крестным и даёт ему чудесную силу прогонять демонов и успокаивать возмущённую душу. Точно так же непостижимо, как дух Господа нашего Иисуса Христа соединяется с хлебом и вином, претворяет его в плоть и кровь и явно очищает нашу душу от грехов, внося в неё небесный мир и спокойствие, делает её благою, кроткою, смиренною, полною сердечной веры и упования… А чтобы маловерное сердце твоё не помыслило, что крест или имя Христово чудесно действуют сами по себе, а не Христом, – эти же крест и имя Христово не производят чуда, когда я не увижу сердечными очами или верою Христа-Господа и не поверю от сердца во всё то, что Он совершил нашего ради спасения». Поминовение на проскомидии Иисуса Христа, Богородицы, святых, а также живых и усопших, когда священник вынимает за них частицы из просфор, произнося при этом их имена, символизирует, по Иоанну Кронштадтскому, душевно-телесный состав человека: «Имя святых, из членораздельных звуков, значит как бы плоть святого или святой; когда на проскомидии поминаешь Господа Иисуса Христа, или Пречистую Его Матерь и святых, или живых и умерших, тогда вынимаемая частица представляет и как бы заменяет тело Господа, или Пречистой Его Матери, или какого-либо святого, или совокупно многих святых, плоть живых или умерших поминаемых, а мыслимое в имени представляет и заменяет собою душу призываемого или поминаемого существа». Под «мыслимым в имени», очевидно, понимается содержание, значение имени, указывающее на носителя имени, в отличие от внешней оболочки имени, «состоящей из членораздельных звуков». Именно внешняя оболочка имени, его материальная составляющая упразднится в Царствии Небесном, тогда как содержание имени сохранится навеки, так же как упразднится материальное тело человека, но останется его душа. Учение Иоанна Кронштадтского об имени Божьем оказало большое влияние на формирование имяславия – течения в русской богословской мысли, возникшего и распространившегося в 1907–1913 гг. В эпоху имяславских споров сочинения Иоанна Кронштадтского стали «знамением пререкаемым» – на них ссылались как имяславцы, так и их противники, причём каждая сторона находила в них подтверждение своей позиции. Тогда же были сделаны первые попытки систематизировать учение Иоанна Кронштадтского об имени Божьем. Подборку текстов Иоанна Кронштадтского об имени Божьем сделали имяславцы в 1914 г. В том же году противник имяславия Сергей Викторович Троицкий рассмотрел учение Иоанна Кронштадтского об имени Божьем в специальной статье. Опыты систематизации учения Иоанна Кронштадтского делались и позднее: в 1954 г. его учение об имени Божьем было подробно изложено и проанализировано сочувствовавшим имяславию митрополитом Вениамином (Федченковым).

 



 
PR-CY.ru