ИМЯ БОЖИЕ - Страница 50

Формула «имя Божие есть Сам Бог», употребляемая Иоанном Кронштадтским, может навести на мысль об отождествлении им Бога с именем Божьим, а его слова о том, что в имени Божьем человек имеет «всё существо Господа», звучат так, будто он считал имя Божье адекватным выразителем сущности Божьей. Однако контекст записей Иоанна Кронштадтского свидетельствует об обратном – в имени Божьем он видел энергийное присутствие Божье, действие Божье. Называя имя Божье «Сам Бог», Иоанн Кронштадтский подчёркивал этим, что через это имя Бог действует на молящегося: произнесённое с верою и любовью, имя Божье низводит к человеку Самого Бога. При этом сущность Божья остаётся неименуемой и непостижимой, однако она всецело присутствует в именуемой энергии Божей. Будучи вездесущим, Господь пронизывает Собою всё мироздание. Но особым образом Он присутствует в Своих именах, каждое из которых, указывая на одно из свойств Божьих, являет всего Бога. Имя Божье суть Сам Бог, потому что Он весь присутствует в них: «Бог есть Дух, простое Существо… Он же весь и во всём сущем, всё проходит, всё наполняет Собою… Но особенно Он весь в принадлежащих Ему именах: Отец, Сын и Святой Дух, или – Троица, или Господь, Господи Боже, Господь Саваоф, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Душе Святый, Царю Небесный, Утешителю, Душе истины... и прочих именах Своих»; «Господь, при бесконечности Своей, есть такое простое Существо, что Он весь бывает в одном имени Троица, или в имени Господь, в имени Иисус Христос»; «Великие Имена: Пресвятая Троица или Отец, Сын и Святой Дух, Отец, Слово и Святой Дух, призванные с живою сердечною верою и благоговением или воображенные в душе, суть Сам Бог и низводят в душу нашу Самого Бога в Трёх Лицах». Иоанн Кронштадтский с особым благоговением относился к имени Иисуса Христа: «О, имя сладчайшее, имя святейшее, имя всемогущее, имя Господа нашего Иисуса Христа! Победа моя, Господи, слава Тебе!». Согласно Иоанну Кронштадтскому, имя Иисуса Христа, употребляемое с верою, есть орудие против дьявола: «Когда запрещаешь диаволу именем Господа нашего Иисуса Христа, то это самое имя, сладчайшее для нас и грозное и горькое для бесов, само творит силы, как меч обоюдоострый. Равно если просишь чего у Отца небесного или совершаешь что-либо о имени Господа нашего Иисуса Христа, то Отец Небесный, о имени Своего Возлюбленного Сына всё подаёт тебе в Духе Святом, если ты творишь заповеди Его, – а в таинствах, и вовсе не взирая на твоё недостоинство. Где употребляется с верою имя Божие, там Оно созидает силы: ибо самое имя Божие есть сила». Такой же чудодейственной силой обладает имя Отца и Сына и Святого Духа и вообще всякое имя Божие. Имя Божье, так же как Крест и другие священные символы, оказывает благотворное действие по вере человека. Ни в имени Христовом, ни в Кресте, ни в других священных символах не содержится какая-либо магическая сила, которая бы действовала сама по себе.

 



 
PR-CY.ru