Словарь по христианству Г ГЕ Николай Николаевич

ГЕ Николай Николаевич

ГЕ Николай Николаевич (1831–1894) – русский живописец. Сын военного в отставке, помещика Николая Осиповича Ге, внук французского дворянина Матвея Ге, эмигрировавшего в Россию в конце XVIII в. Учился на физико-математическом факультете в Киевском (1847–1848 гг.), затем Санкт-Петербургском (1848–1850 гг.; не окончил) университетах. Окончил Санкт-Петербургскую императорскую Академию Художеств (1850–1857 гг.) по классу исторической и портретной живописи у профессора Петра Васильевича Басина. В 1855 г. за работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» (Национальный художественный музей Беларуси) был награждён малой золотой медалью, за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» (1856 г., Русский музей) в 1857 г. – большой золотой медалью с присвоением звания классного художника первой степени и правом на пенсионерскую поездку. В полотнах ученического периода сказалось влияние Карла Павловича Брюллова: драматизм композиции, использование эффектов светотени и насыщенная красочная гамма. С 1857 по 1863 гг. посетил Италию (в Риме с 1857 по 1859 гг.), Германию, Швейцарию, Францию. Влияние К.П. Брюллова сменилось интересом к творчеству Александра Андреевича Иванова, который нашёл выражение в эскизе «Возвращение с погребения Христа» (1859 г., Третьяковская галерея), где глубокое психологическое решение было достигнуто средствами композиции и выразительного пейзажа и отказом от излишней эффектности. Психологическое прочтение евангельской истории, интерес к исторической интерпретации библейского сюжета, к новому осмыслению традиционных тем выразились в картине «Тайная вечеря» (1863 г., Русский музей; уменьшенное повторение – 1866 г., Третьяковская галерея), написанной в Италии и выставленной в Санкт-Петербурге. В 1863 г. за эту работу в нарушение установленного порядка, по которому прежде присуждалось звание действительного члена, был удостоен звания профессора Академии Художеств (в 1890 г. от звания отказался по принципиальным соображениям). Картина стала прецедентом «новой религиозной живописи», подхваченным в 1870 гг. Иваном Николаевичем Крамским. Н.Н. Ге изобразил момент демонстративного ухода Иуды после Тайной вечери; необычность композиции заключается в открытом противопоставлении фигур Христа и Иуды. Трактовка евангельского сюжета у Н.Н. Ге напоминает подход к этой теме французского историка и писателя Эрнеста Жозефа Ренана, популярного в среде интеллигенции тех лет.

 



 
PR-CY.ru