ГЕ Николай Николаевич - Страница 3

К произведениям цикла относятся: «Христос и Никодим» (около 1889 (?) г., Третьяковская галерея, эскиз), «Выход Христа с учениками с Тайной вечери в Гефсиманский сад» (1889 г., Русский музей), «”Что есть истина?” Христос и Пилат» (1890 г., Третьяковская галерея), «Совесть. Иуда» (1891 г., Третьяковская галерея), «Суд синедриона. «Повинен смерти»» (1892 г., Третьяковская галерея), «Голгофа» (возможно, не окончена, 1893 г., Третьяковская галерея), два варианта «Распятия» (1894 г., не сохранились; 1892 г., Музей Орсе, Париж; эскизы «Голова распятого Христа», «Христос и разбойник» – 1894 г., Киевский музей русского искусства). В этих работах, демонстрирующих предельно экспрессивную технику живописи, условность красочной гаммы, Н.Н. Ге отказался от многих традиций академической живописи, усилил эмоциональность художественного языка, придал острую выразительность персонажам, применил фрагментирование композиции, перепады света и тени, добиваясь таким образом эффекта внепространственности и вневременности происходящего. Н.Н. Ге ввёл новые иконографические решения и создал непривычный для православного сознания образ Христа: крайне униженного, внешне не привлекательного и близкого к безумию, что согласуется с концепцией Божественного кенозиса, основанием которой служит ветхозаветное пророчество (Ис. 53:1–12). Поздние картины Н.Н. Ге на евангельские сюжеты, вызвавшие резкую критику со стороны церкви, стоят особняком в истории русской живописи. Некоторые исследователи находят источники подобной образности в немецком искусстве периода предреформации. Отмечают некоторую близость к эстетике экспрессионизма (ср. работы Эмиля Нольде и Карла Шмидта-Ротлуфа); одновременно с «Распятиями» Н.Н. Ге появляется композиция «Крик» Эдварда Мунка (1893 г.), предвосхитившая это художественное направление. К работам Н.Н. Ге также принадлежат: ряд выразительных рисунков на религиозные сюжеты («Савонарола читает Библию», 1867 г., Третьяковская галерея, тушь, перо), в том числе иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого («Чем люди живы», 1886 г.; эскизы на тему книги «Краткое Евангелие», 1886–1887 гг.) и одноимённая рассказу картина «Кающийся грешник» (1886 г., Русский музей); многочисленные портреты (Александра Ивановича Герцена, 1867 г., Третьяковская галерея; Николая Ивановича Костомарова, 1870 г., Третьяковская галерея; Л.Н. Толстого, 1884 г., Третьяковская галерея; Натальи Ивановны Петрункевич, 1893 г., Третьяковская галерея) и пейзажи.



 
PR-CY.ru