ГЕРАКЛИТ - Страница 4

Наконец, до нас ещё дошли разрозненные высказывания Гераклита по этическим, социально-религиозным и политическим вопросам. Они носят ярко выраженную печать злободневности и отражают отчасти, скорее, практические, нежели теоретические заботы мыслителя. Высказывания Гераклита о войне или розни и о смерти в бою связаны, как полагают исследователи, с критикой Гомера и Архилоха. Война – условие существования социальных различий (боги – люди, свободные – рабы), без которых немыслимо общество и невозможна жизнь людей. Шире, рознь – условие всякого рождения, условие существования противоположностей, без которых невозможно никакое сопряжение воедино. Война превращает павших в бою в гениев; люди же, страшась смерти, желая долго жить, производя детей и заботясь о погребении или кремации, сами себе противоречат. Политические высказывания Гераклита явно развивают изречение Бианта «все почти люди дурны»; один хороший правитель лучше тьмы дурных, ибо большинство людей помышляют не о славе, а о пресыщении и обогащении. Демос должен биться за истинный закон и следовать воле одного, чего не сделали эфесяне, изгнав Гермодора, «наиполезнейшего из них», т.е. поддавшись гневу, самомнению и нахальству, с которыми, равно как и с невежеством, необходимо бороться. Столь же бескомпромиссен Гераклит и по отношению к языческим обрядам. В отличие от животных люди не должны «грязи радоваться», смывать кровь кровью, молиться истуканам, приносить безобразные жертвы, участвовать в фаллических шествиях и оргиях, пусть даже в честь бога Диониса и уповая на прикрытие ночи: «От никогда не заходящего (солнца = Зевса или огня) разве кто-нибудь скроется?», ведь он, «приидя, всех рассудит и настигнет», ибо «всем этим ведает (Зевсов) перун», бичом которого «всякая тварь ведома на пастбище», и каждой назначает её жребий. Совпадения и различия между учением Гераклита и некоторыми аспектами будущих убеждений первых христиан очевидны. Иустин Философ (II в.) считал Гераклита христианином, а Климент Александрийский (вторая половина II в.) ссылался на него наряду с ветхозаветными пророками. Ещё раньше связывал Гераклита с Моисеем и современник Иисуса Христа – александрийский иудей Филон. Однако Ипполит Римский (начало III в.) видел в Гераклите вдохновителя патрипассианской (монархической) ереси Ноэта Смирнского и его последователей. Но наибольшее влияние Гераклит оказал ещё в III в. до н.э. на основателей Стои: Зенона Китийского, Клеанфа и Хрисиппа. Именно они подхватили и развили его понятие «Глагола» (Логоса). От них его воспринял Филон в толкованиях Ветхого Завета и применил в качестве обозначения Мудрости Бога, посредницы между Богом и миром. К иудейскому окружению Филона, по мнению исследователей, восходит использование этого понятия в прологе Евангелия от Иоанна (Ин. 1:1–18) – одном из выражений христологии ранней церкви.



 
PR-CY.ru