ГЕРАКЛИТ - Страница 2

Все они, за исключением Бианта Приенского (одного из «семи мудрецов») и Гермодора, «единому знанию всего» предпочли различные виды «многоучёности», которая «уму не научает». Но, «чтобы говорить с умом, нужно опираться на всеобщее, как города на закон...», а это значит понимать, что «единое расходясь само с собою сходится» (отсутствие запятых отражает преднамеренную двусмысленность текста оригинала) – «врозь обращённое сопряжение как у лука и лиры. Оно связывает в гнутом и негнутом сходящееся расходящееся, созвучное разнозвучное, и из всех (производит) единое, а из единого – всё». Единое, из всех противоположностей состоящее, есть «Мудрое» или Бог: «Только Единым Мудрое называться не хочет и хочет имени Зевса (жизни)», ибо «Бог – день ночь, зима лето, война мир, сытость голод...», «т.е. все противоположности», – поясняет приводящий эти слова Ипполит Римский. Но и отдельные противоположности, сопрягаясь попарно, образуют в вещах некие напряжённые двуединства живого мёртвого, бдящего спящего, юного старого, болезни здоровья, голода пресыщения, усталости отдыха, прекрасного безобразного, чистого грязного и т.д., в которых противоположности суть одно и то же. Однако природа каждой вещи, состоящей из таких вот единств, «любит скрываться», т.к. «сопряжение неявное явного крепче». Чтобы постигнуть вещь конкретно, нужно уметь приложить к ней «общий закон», для чего необходимо: во-первых, не бояться невероятного, «чаять нечаемое», быть терпеливым и упорным, «искать себя»; а во-вторых, опираться на показания органов чувств, поверяя их судом души согласно Правде. Душа же должна быть мудрой, т.е. сухой – влажность хотя и приятна ей, но вредна, а превращение в воду смертельно, – и соприкасаться с «Глаголом». Иначе говоря, душа участвует в круговороте веществ и не бессмертна. Душа есть воспарение, воспарением же, объемлющим землю – т.е. мировой душой, – является и «Глагол», с которым душа общается – постоянно через дыхание (и потому человек жив), а во время бодрствования также через глаза и уши (и потому человек разумен). Более того, «Глагол» (которому здесь больше подходят другие значения слова «логос» – «Разум» и «Размер») – продолжение каждой индивидуальной души, которая в предельном случае ему коэкстенсивна: её пределы суть пределы её «Глагола», т.е. области «Глагола», с которой она в контакте, «Глагол» же есть непрерывный круговорот душ: «В одну и ту же реку ты не вступишь дважды – и пределов души не отыщешь, даже весь путь пройдя, так обширен её Глагол», ибо «на вступающих в одну и ту же реку текут новые и новые воды, а (мудрые) души от влажных питаются воспарений».

 



 
PR-CY.ru