ГЕРАКЛИТ - Страница 3

Люди как бы купаются в потоке «Глагола», воды которого – души; а душа каждого – часть «Глагола», которая в данное время заключена в теле. В этом упоминавшаяся доступность «Глагола», которою люди пренебрегают, закрывая глаза и уши и тем самым отсекая от него свои души. Такая трактовка образа реки не исключает наличия у Гераклита и более общей формулировки знаменитого тезиса «всё течет»: «Всё отступает и ничто не пребывает», «в одни и те же реки мы вступаем и не вступаем, мы в них есмы и не есмы». Участие и центральное положение душ и «Глагола» в общем круговороте – «пути вверх вниз» – элементов вполне оправдывает распространение образа потока на все вещи и на мир в целом. Но космос Гераклит (слово «космос» впервые встречается у Гераклита в значении «мир»; его космология, учение о мире, больше всего пострадала и труднее восстановима) – поток, скорее, огня, нежели воды. Наш мир никем не создан, «а вечно был, и есть, и будет: присноживой огонь, мерно загорающийся и мерно потухающий». «На огонь обменивается всё, и огонь на всё, как на золото товары и на товары – золото», все вещи «сплавлены» из огня, как слитки золота из золотого песка. Огонь обращается в море, море – в землю и «престер» (небесный огонь-эфир?); земля – обратно в море. Эти превращения, равно как и восхождения и нисхождения душ, суть «пути вверх и вниз». «Недостаток» и «избыток» огня вызывают попеременные периоды возгорания и потухания мира. Исследователи полагают, что Гераклит считал цикл от одного возгорания до другого «великим годом», длящимся 10 800 лет, и делил его на 360 «великих дней» по 30 лет, называемых «поколениями» и определяемых как время, достаточное для свершения «круга века» от рождения (или половозрелости) деда до рождения (или половозрелости) внука. Исследователям неясно, было ли это возгорание мира тотальным («мировым пожаром»), как указывают некоторые источники и как позже принимали стоики. Астро- и метеорология Гераклита сводятся к отождествлению светил с вогнутыми чашами, в которых горят воспарения; установлению порядка Луна – Солнце – звёзды, из коих первая ближе всего, но проходит «по тёмному месту»; объяснению затмений поворотами чаш вокруг своей оси и толкованию большинства явлений (дни и ночи, месяцы, сезоны, годы; дожди, ветры и проч.) как результатов действия разных испарений (два новонайденных папируса немного обогатили наши знания о гераклитовском понимании размеров Солнца и о периодичности месяца и длительности новолуний).

 



 
PR-CY.ru