ГИМНОГРАФИЯ - Страница 11

В дополнение к Минее Климент Охридский составил Минею Общую, включающую службы пророкам, апостолам, святителям («отцам»), преподобным, мученикам, мученицам. В Требнике гимнографические сочинения обнаружены в составе чинов Елеосвящения (покаянный канон Климента шестого гласа – тот же, что и в Октоихе, издан без атрибуции) и в чинах погребения священников и мирян (блаженны пятого и шестого гласов, стихиры восьми гласов и стихиры Константина «на целование умершего»; канон шестого гласа с остатками текстового акростиха и цикл азбучных стихир); кроме того, в древнерусских списках XIII–XV вв. (старший в «Венском Октоихе») известен заупокойный канон восьмого гласа с остатками славянского текстового акростиха). Выявленный к настоящее времени круг памятников древнейшей славянской гимнографии исследователи не могут считать окончательным. Славянские песнопения Октоиха дошли (или выявлены пока) далеко не в полном объёме. Находка канона Климента Охридского на Богоявление при наличии уже известного с анонимным текстовым акростихом (и по аналогии со службами Кириллу и Мефодию) свидетельствует, что если не все, то целый ряд древнейших оригинальных славянских служб на двунадесятые праздники мог иметь по два канона. Остатками их, как полагают исследователи, являются неотождеcтвлённые тропари в составе комбинированных канонов на эти праздники (их атрибуция представляет одно из направлений в дальнейших разысканиях). Ряд произведений, созданных в начальный период славянской гимнографии (канон восьмого гласа Кириллу (Константину), оба канона Мефодию, канон Андрею Первозванному Наума Охридского, заупокойный канон), отмечены такой архаичной чертой, как наличие второй песни. Несмотря на то что славянские авторы прошли единую школу и постоянно сотрудничали между собой, их произведения индивидуальны. Константин, с его явным пристрастием к большим и сложным акростихам, тяготел к поискам в области формы. В то же время Климент (часто ограничивающийся в своих творениях сокращённой «подписью» – акростихом «Клим») более эмоционален и склонен к выражению владевших им чувств и молитвенного настроения от первого лица. Период полноправного существования славянской гимнографии в первом Болгарском царстве не был продолжительным. При царе Петре (927–969 гг.) происходил процесс общей византинизации церковной и культурной жизни в стране (хотя исследователи не исключают, что он начался раньше, в последние годы правления Симеона (917–927 гг.), стремившегося к созданию единого «Царства болгар и греков»). В гимнографии появились новые переводы богослужебных книг с греческого или осуществлялось их редактирование и унификация по византийским (константинопольским) образцам. Тексты, не соответствовавшие им, исключались из богослужебных книг и (или) сокращались (порой оказываясь в комбинированных текстах и циклах) или же переносились на пред- и попразднства. О положении дел после этой реформы в Восточной Болгарии исследователи судят отчасти по древнерусской традиции XI – раннего XV вв.

 



 
PR-CY.ru