ГРИГОРИЙ - Страница 3

В службе «новым чудотворцам», где прославляются не только канонизированные святые, но и подвижники благочестия, представлен более полный, чем в «Похвальном слове», список имён. Несмотря на то что составленная Григорием служба «новым чудотворцам» не получила широкого распространения в русской литургической традиции, она явилась прототипом более поздних редакций служб Собору русских святых вплоть до «Службы всем святым, в земли Российстей просиявшим», утверждённой на Поместном Соборе 1917–1918 гг. Служба Григория была опубликована старообрядцами в 1786 г., затем единоверцами в начале XX в. («Похвальное слово» в этих изданиях принадлежит не Григорию, а С. Денисову). В качестве образца для «Похвального слова» Григорий использовал «Слово о преподобных отцах в Сырную субботу» митрополита Григория Цамблака, дополненное сюжетами из Киево-Печерского Патерика, других древнерусских Житий. От произведения Григория Цамблака «Похвальное слово» Григория отличается большей конкретностью в описании жизни святых, выраженной гражданской позицией, патриотизмом. Некоторым исследователям трудно согласиться с Р.П. Дмитриевой, которая датировала «Похвальное слово» около 1547 г. и обосновала свою точку зрения тем, что Григорий «отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над «Повестью о житии Александра Невского»». Григорий упоминает в сочинении, по-видимому, «Похвальное слово» (третью редакцию «Жития» Александра Невского), написанное по поручению митрополита Макария во владимирском Рождественском монастыре между 1547 и 1552 гг., однако суздальский агиограф пишет об этом труде в прошедшем времени («владимерстии иноцы написаша достойно добродетели его»). Несмотря на то что Григорий в «Похвальном слове» повествует о святых с разной степенью подробности и многих имён не упоминает, этот труд является первым памятником соборного прославления русских святых. Некоторым исследователям представляется неверным предположение Ф.Г. Спасского о том, что Григорий, названный в акростихе службы князю Всеволоду (Гавриилу; составлена в конце XVI – начале XVII в.), и Григорий – одно лицо. Автором службы князю Всеволоду является Григорий Топинский (ум. в 1613 г.). Условный «портрет» Григория, исполненный пером, почти без поздней раскраски, находится в лицевой рукописи «Жития преподобной Евфросинии Суздальской» середины XVIII в. (Пушкинский дом). Книжник (согласно надписи, «смиренноинок Григории») представлен в интерьере палаты, с пером в руке за письменным столом, на котором помещены раскрытая книга (текст: «Житие и жизнь преподобныя Евфросинии») и чернильный прибор, облачён в монашескую мантию и островерхий куколь, имеет узкую, раздвоенную на конце бороду средней величины («Портрет» является копией гравюры из московского издания 1647 г., изображающей Ефрема Сирина).



 
PR-CY.ru