ГРИГОРИЙ - Страница 2

Литературным образцом для него послужила четвёртая редакция «Жития Сергия Радонежского», написанная Пахомием Сербом (в «Похвале Евфимию» есть заимствования из пахомиевского «Похвального слова Варлааму Хутынскому»). Наиболее полный вид Пространной редакции содержит описание 14 чудес Евфимия; о нескольких последних чудесах Григорий пишет как непосредственный свидетель; в чуде «О Дмитрии Перепечине» упоминается архимандрит Спасо-Евфимиева монастыря Михаил (1556–1559 гг.). Таким образом, составление первоначального вида Пространной редакции исследователи относят к концу 1550 – началу 1560 гг. Разновидность Пространной редакции, включающая более позднее чудо «О князе Василии Кривоборском», в котором назван архимандрит Иов (1572–1587 гг.), как полагают исследователи, является более поздней переработкой (старшая рукопись данной разновидности Пространной редакции датируется началом 1580 гг.). Служба Евфимию («творение инока Григория тоя ж обители») содержит два канона. По словам Феодосия Георгиевича Спасского, в службе Григорий «широко пользуется текстами других служб и в особенности службою прп. Сергию». Григорий также является автором произведений, посвящённых святителям, чьи мощи покоятся в суздальском Рождественском соборе,  – «Жития» и службы святителю Иоанну, при котором, как полагал агиограф, был основан Спасо-Евфимиев монастырь, службы святителю Феодору. В.А. Колобанов сообщает о четырёх списках «Жития» Иоанна, содержащих две редакции текста: Пространную и Краткую. «Житие» предваряется большим вступлением. Завершает сонм Суздальских святых, прославленных Григорием, преподобный Косма Яхромский. Созданное Григорием «Житие» преподобного дошло в пяти списках, из которых один относится к XVI в. «Житиям», написанным Григорием, присущи стилистические черты, характерные для памятников середины XVI в.: риторичность, подражательность произведениям предшествующего времени вплоть до прямых заимствований. Суздальский агиограф составил службу и «Похвальное слово» «новым чудотворцам» – Собору русских святых, пополнившемуся после канонизаций в 1547 и 1549 гг. Служба и «Похвальное слово» содержатся в рукописи конца 1550 – начала 1560 гг. В некоторых списках службы хронологически последним именем является имя Василия Блаженного (ум. в 1557 г.). В докладе Поместному собору Российской православной церкви 1917–1918 гг. Борис Александрович Тураев отметил, что служба «новым чудотворцам» составлена Григорием «по образцу службы всем преподобным, положенной на службу сырную, с прямыми заимствованиями с неё (например, седален по первом стихословии)».

 



 
PR-CY.ru