Словарь по христианству Г ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ

ГРИГОРИЙ (ум в 1570 гг.?) – инок Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня мужского монастыря, агиограф, гимнограф. О его жизни и творчестве известно из надписаний к созданным им Житиям и канонам. Время творческой активности Григория исследователи определяют как конец 1550 – начало 1570 гг. Исследователи, изучавшие труды Григория, по-разному определяли период его творчества: ранее правления царя Ивана IV Васильевича (А. Фёдоров), вторая четверть XVI в. (Василий Осипович Ключевский), середина XVI в. (В.А. Колобанов, Руфина Петровна Дмитриева); В.А. Колобанов отнёс кончину Григория к периоду между 1563 и 1570 гг. Однако данные гипотезы противоречат датам, содержащимся в сочинениях Григория, и не согласуются с тем обстоятельством, что не обнаружены никакие следы его связи с кругом книжников, сложившимся вокруг Московского митрополита Макария (1542–1563 гг.), неизвестны «признаки заинтересованности самого митрополита в работе суздальского агиографа». Эти факты становятся исследователям понятными, если признать, что начало литературной деятельности Григория пришлось на время после окончания работы над составлением Великих Миней Четьих – конец 1550 гг. При этом они не отрицают, что его творчество во многом обусловлено оживлением в 1540–1550 гг. агиографической работы, во главе которой стоял Московский митрополит. Творения Григория посвящены, главным образом, Суздальским подвижникам. Наибольшее распространение получило «Житие преподобной Евфросинии Суздальской», известное не менее чем в 66 списках XVI–XIX вв. Исследователи предполагают, что «Житие» было создано на рубеже 1550 и 1560 гг., поскольку содержит описание чуда «о раслабленом», датированного 1 мая 1558 г., свидетелем которого был автор. При создании произведения Григорий использовал летописи, «Житие» черниговского князя Михаила Всеволодовича, другие источники. Впоследствии монах Савватий увёз рукопись «Жития Евфросинии» в Стефанов Махрицкий во имя Святой Троицы монастырь (между 1572 и 1576 гг. этот труд был там обнаружен Суздальским епископом Варлаамом). Повествование «О изобретении стихир, и канона, и жития княжны Евфросинии, без вести бывше много лет» вошло во вторую редакцию «Жития» преподобной, составленную Варлаамом в 1579–1585 гг. Варлаам сообщает также о прославлении Евфросинии, состоявшемся, по-видимому, осенью 1576 г. на Соборе. Ранее Григорий написал службу Евфросинии, встречающуюся в списке конца 1550 – начала 1560 гг. Его перу принадлежат Пространная редакция «Жития», а также служба преподобному Евфимию, основателю суздальского Спасского монастыря. «Житие Евфимия» известно в трёх редакциях: краткой, созданной не позднее начала 1510 гг., проложной (выделена Борисом Михайловичем Клоссом), составленной на рубеже XVI и XVII вв. на основе краткой редакции, и пространной редакции, автором которой является Григорий.

 



 
PR-CY.ru