ГРИСБАХ Иоганн Якоб - Страница 3

Окончательно И.Я. Грисбах сформулировал свою гипотезу в 2-томном труде «Commentatio qua Marci evangelium totum e Matthaei et Lucae commentariis decerptum esse monstratur» (Jena, 1789–1790 гг.; однако впервые она была предложена в работе английского священника Генри Оуэна «Observations on the Four Gospels», 1764 г.). И.Я. Грисбах признаёт истинность положения гипотезы Августина Блаженного (354–430 гг.), что текст евангелиста Марка зависит от текста евангелиста Матфея, который он сокращал. Это положение он обосновывает данными раннехристианской традиции. Из четырёх евангелистов только Матфей и Иоанн принадлежали к кругу апостолов; они были свидетелям тех событий, о которых рассказывают, или знали непосредственно свидетелей этих событий, например, жён-мироносиц. Поэтому первым был написан текст Евангелия от Матфея, от которого уже зависит Евангелие от Марка, а не наоборот. Важнейшим пунктом гипотезы является вопрос о происхождении Евангелия от Марка. И.Я. Грисбах утверждает, что евангелист Марк собирался писать краткое Евангелие, преимущественно следуя тексту Матфея, но иногда при этом используя текст Луки. Помня о читателе, Марк пропускает то, что считает ненужным для своего читателя, и иногда добавляет интересные детали, которые, по его мнению, делают повествование лучше. И.Я. Грисбах обосновывает свою гипотезу о литературной зависимости Евангелия от Марка от Евангелий от Матфея и от Луки экзегетически. Синоптическое рассмотрение первых трёх Евангелий приводит его к выводу, что повествование евангелиста Марка практически постоянно следует одному из повествований евангелистов-синоптиков. Например, повествование Мк. 1:1–20 близко к повествованию Мф. 3:1 – 4:22, Мк. 1:21–39 – Лк. 4:31–44. Текст Лк. 5:1–11 пропущен. Мк. 1:40 – 3:6 обнаруживает параллели с Лк. 5:12 – 6:11, однако начиная с Мк. 3:7–12 повествование второго евангелиста сходно с Мф. 12:15–16. Затем текст Евангелия от Марка (3:13–19) вновь близок к тексту Евангелия от Луки (6:12–16) и т.п. По И.Я. Грисбаху, всякий раз, когда Марк отходит от порядка повествования одного, он следует порядку повествования другого. И.Я. Грисбах объясняет это тем, что Марк при составлении Евангелия использовал тексты обоих синоптиков. Показателем зависимости текста евангелиста Марка от текста Матфея, по И.Я. Грисбаху, является и то, что Марк не использует в своём Евангелии материала, доступного ему из других источников (И.Я. Грисбах отмечает, что, за исключением 24 стихов, у второго евангелиста нет ничего, что не встречалось бы в Евангелии от Матфея), хотя у матери Марка был дом в Иерусалиме (Деян. 12:12), где собирались христиане, которые могли предоставить ему более широкую и независимую от его источников информацию.

 



 
PR-CY.ru