Словарь по христианству Г ГЮНТЕР Антон

ГЮНТЕР Антон

ГЮНТЕР Антон (1783–1863 гг.) – австрийский католический богослов-философ. В 1796–1800 гг. учился в монастырской школе ордена пиаристов в Хайде (ныне Нови-Бор), в 1800–1803 гг. – в гимназии Лайтмерица (ныне Литомержице). В Пражском университете изучал философию и юриспруденцию, теологию в Вене, затем в Рабе (ныне Дьёр, Венгрия). С 1818 г. сотрудничал в журнале «Wiener Jahrbücher der Literatur». В 1821 г. рукоположён во пресвитера. В 1822 г. вступил в иезуитский новициат в Старавиче (Стара-Веси) в Галиции, но в 1824 г. покинул его, не став членом ордена. В 1833 г. получил степень доктора теологии honoris causa Мюнхенского университета, а в 1848 г. – доктора философии honoris causa Пражского университета. До 1848 г. работал в государственном цензурном ведомстве в Вене. Антон Гюнтер – автор многочисленных сочинений. В 1828–1829 гг. вышло в свет его главное сочинение «Vorschule zur speculativen Theologie des positiven Christenthums» («Введение в умозрительную теологию позитивного христианства») в двух частях: первая часть посвящена учению о творении, вторая – учению о воплощении. Антон Гюнтер пытался положить конец старому спору между религией и философией, преодолеть разногласия между верой и знанием. Он доказывал, что католической догматике не следует бояться философской критики, а философия должна научно рассмотреть и выяснить цель таинств. Его упрекали за рационализм и вольнодумство, непочтительность к отцам церкви и средневековым схоластам, а также за реабилитацию осуждённого католической церковью труда Георга Гермеса (1775–1831 гг.), посвящённого философскому анализу божественного Откровения Иоанна Богослова. Антон Гюнтер считал, что догматические определения отражают исторические условия конкретной эпохи (поэтому имеют преходящую ценность), и что философская критика представляет определённую пользу для понимания христианских догматов. Монизму Фридриха Вильгельма Йозефа фон Шеллинга (1775–1854 гг.) и Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770–1831 гг.) он противопоставил дуализм (и называл себя «Cartesius correctus» – «исправленный Картезий»). Под влиянием Рене Декарта (1596–1650 гг.) Антон Гюнтер возвращается к принципу субъективности и на этом основании строит рационалистическое философско-богословское учение о Боге, исходным пунктом которого стал тезис, что богословие связано с самопознанием человека; только через знание самого себя (Sichwissen) возможно познание Другого. Исследование самосознания человека, по мнению Гюнтера, открывает путь к Не-Я (к Богу) как безусловному корреляту и абсолютной причине конечного «я»; человек познаёт себя как зависимую и конечную сущность и, следовательно, как творение абсолютного Творца.

 



 
PR-CY.ru