ГРИГОРИЙ, Постников Георгий Петрович - Страница 5

Он средних лет, с длинными прямыми волосами до плеч и короткой, немного тронутой проседью бородой, тонкими, аристократическими чертами лица, взгляд обращён в сторону. Скорее всего, портрет выполнен на основе более раннего оригинала, где были использованы натурные наблюдения художника. Данная иконографическая традиция продолжается в портрете, который был создан после 1859 г. в Санкт-Петербурге (возможно, копия): митрополит изображён в белом клобуке, с орденами св. Андрея Первозванного и св. Владимира, волосы тёмные, с сединой, кисть правой руки положена на левую. С небольшими отличиями в деталях (добавлен греческий орден Спасителя Большого Креста, в руках – книга) этот извод воспроизведён на эстампе второй половины XIX в. с монограммой мастера (B J) и с факсимиле автографа архипастыря под изображением (ГИМ). На третьем живописном портрете, написанном после 1859 г. (с 1864 г. хранился в Валаамском Преображенском монастыре, значился в описях ризницы 1875 и 1912 гг.; в настоящее время – в Нововалаамском монастыре в Финляндии), иерарх изображён в последние годы жизни тоже сидящим в кресле, с совершенно седыми волосами и украшающими грудь высокими наградами; индивидуальная характеристика облика достаточно условна. В последний год жизни Григория из мастерской Андрея Ивановича Траншеля вышла литография Петра Ф доровича Бореля (ГРМ), отмеченная, несомненно, большим портретным сходством. На петербургском эстампе 1858 г. (РНБ), изданном Д. Белинским «в пользу бедного духовенства», имеется изображение Григория в рясе и клобуке, с благословляющей десницей и чётками в левой руке. После кончины митрополита с неизвестного оригинала выполнена тоновая литография 1860 г. в рамках издания Василия Фёдоровича Тимма, на которой Григорий представлен фронтально в рост в окружении иподиаконов, в саккосе и митре, с панагией и орденами поверх омофора и с архиерейским жезлом в правой руке, внизу помещены зарисовки мест жизни и погребения Санкт-Петербургских архиереев. Всего существовало не менее шести литографированных портретов Григория, в том числе 1857 г. А. Козлова, напечатанный у И. Шевалье (экземпляр находился в собрании Владимира Яковлевича Адарюкова), эстамп около 1871 г. К. Эргота, а также изображение митрополита в гробу по рис. Бореля с фотографии К.Х. Давингова (портрет Григория находился в келье Макария Оптинского). Как член Святейшего Синода, по указу императора в 1832 г. возглавлявший торжества обретения мощей святителя Митрофана Воронежского, Григорий изображён в ряде живописных и графических произведений, посвящённых этому событию. Как правило, внешность архиерея в подобных работах совершенно лишена индивидуальности. Документальный характер имеет только поднесённый царю рисунок 1832 г. Фёдора Фёдоровича Чурикова, точно переведённый в гравюру в 1839 г. Иваном Васильевичем Ческим (варианты в ГРМ, ЦАК МДА), где небольшие фигуры двух святителей в белых облачениях на дальнем плане замыкают крестный ход с мощами нового чудотворца.



 
PR-CY.ru